Весной 2016 года московская певица Алина Ростоцкая и группа Jazzmobile презентовали дебютную пластинку коллектива с говорящим названием Flow («Поток»). Сложно отрицать, что проделанная работа превзошла самые смелые ожидания, и даже сами музыканты, возможно, взглянули на альбом по-новому после его выхода в свет спустя 10 месяцев с начала работы над ним. Когда появились первые упоминания о предстоящем релизе, можно было только предполагать, что ждет слушателей. Запись была сделана на лейбле Butman Music и разошлась тысячным тиражом, и теперь у ценителей изысканного джаза, а именно так, мы бы охарактеризовали общее настроение альбома, есть возможность устроиться поудобнее, чтобы познакомиться ближе с плейлистом пластинки Flow и поделиться музыкальными впечатлениями.

Алина Ростоцкая и Jazzmobile Flow / Поток

Название альбома обусловлено двумя причинами: слово должно было быть на английском языке, чтобы презентовать диск не только российской аудитории, а также важное значение играла лаконичность и ассоциативность названия. Спустя некоторое время размышлений таким словом оказалось Flow, после чего началась работа над дизайном обложки. Команда, с которой работала Алина в действительности сформировалась в ходе творческого процесса и подготовки пластинки к выходу.

Ни для кого не секрет, что российский джаз – явление, которое все еще не прижилось окончательно в нашей культуре, и, чтобы объективно говорить о том, каким он может быть, в сознании слушателей должны произойти перемены, должно появится уважение к этому жанру. Только тогда джаз сможет выйти из тени. Одним из таких шагов навстречу просвещению можно считать альбом вокалистки и лидера ансамбля Jazzmobile Алины Ростоцкой. Пластинка выдержана в традиционном стиле с учетом европейских тенденций и этническим оттенком, но при этом не ощущается ярко выраженного национального колорита – нередко российские исполнители глубоко проникаются идеей внедрения русского духа в свои сочинения, из-за чего меркнет первоначальный смысл жанра, который вкладывался в джаз на его родине.

Слушатель словно блуждает по лабиринтам собственной души

Настроение альбома меняется от песни к песне, как бы водя слушателя по лабиринтам собственной души. Каждое сочинение пронизано нежностью и храбростью одновременно. Рекомендуем вам погрузиться в состояние потока и прочувствовать эмоции, вложенные музыкантами в свою первую пластинку.

Алина Ростоцкая и Jazzmobile Flow / ПотокОсобенно детально хотелось бы поговорить о композиции, которая открывает альбом. Flow начинается с воздушной Morenika – на языке ладино, или сефардском, это значит «красавица со смуглой кожей». Вводя слушателя в музыкальный поток, в сочинении нет ни намека на джаз. Звучит музыка сефардов (испанских евреев). Столь необычный выбор обусловлен родственными корнями Алины Ростоцкой: «Поскольку во мне течет еврейская кровь, мне хотелось понять, кто я есть, из чего состою, как музыкант. Постепенно стала разбираться в этой теме, и музыка сефардов оказалась мне ближе, чем клезмерская – в ней скрыты потрясающие красоты!»

Инструментальное фортепианное вступление, словно туман над рекой, окутывает слух и рождает ощущение спокойствия и открытости. Пианист Евгений Лебедев аккуратно прикасается к клавишам инструмента, боясь нарушить естественную гармонию происходящего. Подхватывает движение мелодии утонченный голос вокалистки словами «Morenika a mi me yaman» – что на русский язык переводится как «меня называют смуглянкой». На исходе второй минуты подготовленный слушатель благодарно погружается в джазовые гармонии. Композиция становится объемной с появлением гулких нот контрабаса, словно отголосков эха, в руках Антона Ревнюка, и размеренного барабанного ритма в исполнении Игната Кравцова. Morenika не теряет своей легкости благодаря вовремя появляющейся освежающей мелодии саксофона Андрея Красильникова и неизменной на протяжении всех шести с половиной минут гитары Максима Шибина. Завершается авторская композиция едва уловимым шумом моря.

О состоянии потока немало сказано, но мало спето

Алина Ростоцкая и Jazzmobile Flow / ПотокОтчетливо читается нелинейность творческого процесса создания этого музыкального сборника. Во всех песнях ощущаются состояния, пережитые исполнителями – от сладкой радости продвижения вперед до минут осознания трудности приближения результата.

Понятие потока с психологической точки зрения довольно распространенное в сегодняшнем мире, а потому данная студийная работа, несомненно, выпущена в актуальное для современников  время. Об этой проблеме немало сказано, но так мало спето. Это неудивительно, потому что творчество в большей степени призвано развлекать, чем призывать к размышлению. Но именно эти две составляющие удалось соединить в альбоме Flow московским музыкантам – вокалистке Алине Ростоцкой и инструменталистам ансамбля Jazzmobile.

Альбом слушается на одном дыхании и оставляет приятное ощущение доброго тепла. Flow – это больше, чем семь музыкальных композиций, объединенных общей идеей. Flow – это поток мыслей, творческих стремлений, душевных поисков и, наконец, обретение и понимание себя как важной части целого мира.

Дебютный альбом Flow Алины Ростоцкой и Jazzmobile
Альбом Flow. Алина Ростоцкая и Jazzmobile (2016)

Подвести итог мы хотели бы словами вокалистки ансамбля Jazzmobile Алины Ростоцкой о ее личных впечатлениях от записи дебютного альбома Flow:

«Мои ощущения во время работы над альбомом очень неоднородные, сложно описать парой слов впечатления от периода длиною почти в год. Но основную эмоцию, которую я испытывала, это, наверное, радость. То, что существовало когда-то исключительно в моей голове, наконец обрело форму, стало осязаемым, конкретным и отдельным от меня. Это, может даже в некоторой степени освобождение. И еще благодарность – каждый, кто имел к этому отношение, вложил в эту работу частичку своей души. Всегда можно найти, что улучшить, но для меня эта работа – моя маленькая персональная веха, отпечаток определенного периода в жизни. И если это с кем-то резонирует, то я очень рада. До сих пор не совсем понимаю, как мы все это сдюжили, исключительно с Божьей помощью, иначе никак».