Трио Игоря Володина – явление, заметно выделяющееся на российской джазовой сцене. Авторская музыка лидера ансамбля пронизана утонченностью, но при этом оставляет в душе сильный отпечаток, так как нередко отражает сложные вопросы современности.
Игорь Володин является видным джазовым деятелем: каждый год он проводит фестиваль «Сентябрь в Тихвине» в своем родном городе. Сюда приезжают выступить лучшие музыканты, и теперь Тихвин сложно назвать провинциальным в плане джаза. Регулярные мероприятия проводятся с целью популяризировать жанр импровизации.
5 мая выступление трио Игоря Володина вел музыковед Владимир Борисович Фейертаг, который говорил о творчестве тихвинского композитора, его сути, а также много рассказывал о джазовой культуре в России и за рубежом. Трио исполнило программу, охватывающую записи композитора с его четырех альбомов: «Иллюзии», «Негромкий свет», «В краю безмятежных снов», «Вечная мерзлота». После концерта Игорь Володин рассказал JazzPeople, как в его голове рождается музыка и на что он обращает наибольшее внимание при создании своих сочинений.
«Иногда я чувствую, что внутри меня живет какая-то мелодия, и я жду момента, когда она найдет выход в моем сочинении. Музыку я могу считать настоящей, то если она действительно нравится мне самому – тогда я могу ее представить и слушателям, и критикам. И ощущение счастья не покидает меня. Не бывает такого, что я целенаправленно сажусь писать произведение от начала до конца.
Вдохновение для композитора играет не последнюю роль. При этом я много импровизирую, и это как раз те часы, когда и может повиться начальная идея будущей мелодии. В пример приведу тему «Океан» – мотив я нащупал довольно быстро, но не хватало изюминки, на ее поиск у меня ушло около полугода, и только тогда я понял, что тема завершилась. Обычно интересные идеи я также записываю и возвращаюсь к ним спустя некоторое время.
Понятие джаза – очень широкое, даже безграничное. Не умолкают споры о том, что такое джаз и в каком направлении ему развиваться дальше как жанру. У каждого свое представление, и я могу говорить только за себя. Для меня самое важное, чтобы мое творчество волновало, в первую очередь, мою душу – тогда я смогу поделиться зарядом энергии со слушателями, в ином случае, музыка будет выглядеть пресной и невзрачной.
В джазе определенно существуют «хранители традиций», которые оберегают его каноны. Это классики, которые сложно принимают вхождение современных тенденций в джаз или не принимают их вообще. Однако, на мой взгляд, было бы необдуманно при таком многообразии музыкальных форм не включить их в импровизации. Я полагаю, что понятие «русский джаз» совсем скоро станет распространенным явлением.