Гитарист Александр Соболевский – молодой петербургский музыкант, продолжающий традиции джаза в своем творчестве, регулярно выступает в составе инструментальных ансамблей на площадках Северной столицы. Одним из таких мест стал ресторан «Порт Артур», где Александр выступил с квартетом в рамках Джазовых четвергов. После концерта гитарист рассказал JazzPeople, какой жанр по глубине сравним с колодцем и что заставляет музыканта двигаться вперед.
«Для каждого концерта я специально собираю состав музыкантов: есть ребята, с которыми мы уже сыграны, но всегда приятно попробовать свои силы в кругу новых исполнителей. Я обращаю внимание, в каком предпочтительнее стиле выступают музыканты легкий, непринужденный или более сложный. Сам я сейчас большую часть времени посвящаю бибопу – это жанр, в котором я нашел для себя непознанные грани, и к тому же принято считать, это основа джаза, на которой выросли все последующие течения. В бибопе скрыто очень много сложных идей, он как глубокий колодец, который вычерпать до конца невозможно! В нем есть энергия и напористость! Прекрасный тому пример – головокружительное исполнение Чарли Паркера. Именно его игра меня однажды поразила и открыла для меня бибоп.
Каждое утро я точно знаю, ради чего просыпаюсь
В продолжении рассказа о выборе музыкантов я добавлю, что заметно чувствуется, когда на сцене играешь с профессиональными музыкантами – не возникает необходимости контролировать исполнение других участников коллектива. Напротив, чувствуя качество звучания, невольно стремишься к большему совершенству. На сцене я стараюсь мыслить музыкой, а не словами – проще говоря чувствовать ее, а не описывать словами.
Джаз придает моей жизни смысл! Каждое утро я точно знаю, ради чего просыпаюсь. Научиться джазу один раз и навсегда невозможно – это познание жанра на протяжении всей жизни. Впереди меня ждет много работы над собой как над музыкантом, есть большое желание сыграть со многими исполнителями, выступить в разных городах. В Петербурге, например, очень сильны традиции джаза, в то время, как в Москве больше внимания уделяется современному звучанию.
В период расцвета джазового жанра большую часть произведений играли на духовых и рояле. Гитарный джаз распространился позднее, и язык импровизации нуждался в адаптации. Одними из первых, кто в этом участвовал, были Грант Грин и Уэс Монтгомери, у которого впоследствии появилось немало собственных композиций! Сегодня хочется развивать новые веяния, мне по душе тембральное разнообразие в композициях. В более масштабном восприятии важно, что и как сыграно, а не на скольких инструментах.
В Петербурге очень сильны традиции джаза
Для меня был очень серьезным выбор жанра, в котором я продолжу заниматься, в том числе большое значение имело, традиционное или современное это будет звучание. Чтобы сформировать собственное видение музыки, исполнителю необходимо прослушать немыслимое количество записей. В процессе этого прослушивания и появляются первые мысли о том, как хотел бы или не хотел играть сам. Я не отношу себя к убежденным традиционалистам, но именно с классического джаза я решил начать свой музыкальный путь!»
Беседовала Виктория Мэлл