«Рожденный для грусти» (Born to Be Blue) – биографический фильм-драма Роберта Будро, посвященный великому джазовому трубачу Чету Бейкеру (Chet Baker). Жизнь музыканта не была простой, как и большинство судеб джазовых гениев, но то с каким тонким восприятием и душевными переживаниями относился он ко многому происходящему, трогает до глубины души. Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2015 года в Торонто, и о том, какая работа проводилась в ходе съемок, рассказал американскому музыкальному изданию исполнитель главной роли Итан Хоук (Ethan Hawke).Чет Бейкер: «Рожденный для грусти» Итан Хоук и Роберт Будро JazzPeople

– Как большой поклонник джаза, смотря этот фильм, я сразу же захотел проверить некоторые факты, которые были в нем отражены. Но какие-то из них оказались некой импровизацией для передачи эмоциональной стороны кинокартины? Полагаю, вы и режиссер фильма специально применили такой прием, чтобы донести до зрителей сложность жизненных ситуаций главного героя?

– Вы практически ответили за нас. Такова была идея – раскрыть легенду Чета Бейкера с помощью некоторых острых сцен и фраз. Мы импровизировали, исходя из известных фактов, а также используя некие слухи, ходившие о нем в те времена, например: «Вы знаете, что он потерял свои зубы; Вы знаете, что он однажды почти сыграл главную роль в фильме о своей собственной жизни?» Мы пытались соединить это воедино для того, чтобы составить портрет Чета Бейкера в фильме.

Чем больше вы копируете кого-то, тем меньше у вас шансов на успех

– Было очень сложно избежать всех «подводных камней» и трудностей при создании настоящего джазового фильма, вы и Роберт много думали об этом?

– Определенно! Если вы очень любите джаз, то последнее, что вы хотите сделать, это создать ужасный джазовый фильм, и это весьма беспокоит. Самые лучшие биографические фильмы, как правило, не так интересны из-за человека, они интересны из-за его истории. Как фильм Raging Bull – отличная кинокартина. Вам не нужно разбираться в боксе и знать, кто такой Джейк Ламотта, вы просто погружаетесь в саму историю и используете его борьбу, как метафору к собственной жизни, также и в этом фильме, музыка становится метафорой.

– Тяжело ли было прочувствовать сущность Бейкера, не прибегая к копированию, чтобы сыграть его так натурально?

– Это был настоящий вызов для меня. Я стремился проникнуть в образ главного героя, не используя имитацию, которую не нахожу интересной. Моя цель как актера – попытаться размыть грань между своим характером и действовать без напряжения, насколько это возможно, понять эмоции Бейкера. Чем больше вы копируете кого-то, тем меньше у вас шансов на успех.

– А как насчет вашей музыкальной подготовки к фильму?

– Что ж, это было очень тяжело. У меня был преподаватель вокала и учитель на трубе, и у меня было около четырех месяцев, чтобы подготовиться. Я хотел, чтобы времени у меня было гораздо больше, но мой учитель сказал, что обучение на трубе может занять до 8 лет, к чему я не был готов, так что я взял самое необходимое из обучения и играл от всего сердца. В фильме есть моменты, когда Чет учится играть заново, и он не должен звучать как Чет Бейкер, там вы можете услышать, как играл я. А в остальном Робертом Будро были приглашены замечательные канадские музыканты, фантастически исполняющие музыку трубача.

Чет Бейкер: «Рожденный для грусти» JazzPeople

Я полностью погрузился в этот мир

– Считаете ли вы себя поклонником джаза?

– Я никогда не был так глубок в своем осознании джаз, как хотелось бы. Я люблю музыку Чета Бейкера, Нины Симон, Майлса Дэвиса, знаю несколько современных джазовых музыкантов, мне всегда нравился Брэд Мелдау, он блестящий пианист.

Когда я читал книги о Чете, я пытался понять, как повлияли на него знаменитые джазмены Гарри Джеймс и Чарли Паркер, что сделало его таким особенным? Почему Чет Бейкер говорил о Паркере как о боге? Так я начал слушать все больше и больше старых записей. Я полностью погрузился в этот мир и думал, что итак любил джаз, но теперь, я понял что люблю его еще больше.