Dizzy Dutch Duck – молодой коллектив на петербургской джазовой сцене, история которого началась в Амстердаме. Название ансамбля связано с двумя вещами: утка – один из символов Голландии, а почему она сумасшедшая? По одной из версий, именно этот эпитет наиболее емко описывает головокружительную музыку квинтета (от англ. dizzy).

Антон Боярских, тромбонист и лидер Dizzy Dutch Duck, рассказал в беседе с JazzPeople, какой джаз актуален сегодня, что сделал Майлс Дэвис в 1968 году и какой должна быть музыка, чтобы стать понятной каждому слушателю!

Dizzy Dutch Duck в портретах

Dizzy Dutch Duck в портретах Михаил ИстратовМихаил Истратов, барабанщик

«Молодой талантливый барабанщик, который на данный момент как раз ассоциирует себя с музыкой, которую играет наш коллектив – это фьюжн и всевозможные современные течения, исходящие из джаза. Мы с ним познакомились, когда я работал в Институте культуры и искусств. Михаил – музыкант с характером и амбициями, который неотступно делает то, что ему нравится».

Dizzy Dutch Duck в портретах Марсель ХакимовМарсель Хакимов, бас-гитарист

«Востребованный бас-гитарист, участник многих музыкальных проектов разных по жанру. Марселю так же, как и Мише, нравится пробовать себя на профессиональном поприще в новом формате. Вдвоем он отвечают за ритм-секцию – это именно тот дуэт, стиль совместного звучания которого мне близок всего».

Dizzy Dutch Duck в портретах Павел ЧижикПавел Чижик, вибрафонист

«Очень тонкий музыкант, который может стать профессионалом-универсалом, который исполняет любую музыку. Вибрафон – это специфический инструмент, его не в любом ансамбле можно использовать, но в нашу музыку я его включил. Это может быть одной из особенностей звучания коллектива».

Dizzy Dutch Duck в портретах Алексей Петкевич

Алексей Петкевич, гитарист

«На данный момент я сотрудничаю с двумя гитаристами. Алексей Петкевич профессионально исполняет традиционный джаз. Леша способен играть любую музыку, он невероятно точно ловит мои идеи, подхватывает концепции и делает то, что надо. Отчасти это связано с тем, что он сам – композитор, и понимает, насколько тяжело писать музыку и играть ее для публики, для которой авторская музыка – явление пока сложное».

Dizzy Dutch Duck в портретах Алексей ДегусаровАлексей Дегусаров, гитарист

«Известный джазовый гитарист, который зарекомендовал себя и как традиционный, и как фанковый исполнитель. Легко находить с ним общий язык на профессиональном уровне: Леша – прекрасный аккомпаниатор. При этом в коллективе он стремится выразить себя, а потому часто от него звучат нестандартные идеи».

Dizzy Dutch Duck в портретах Антон Боярских
 Антон Боярских, тромбонист

«Я играю на тромбоне, используя разнообразные приспособления для изменения характера его звучания. Делается это с целью приблизить акустическое исполнение на инструменте к той музыке, которую мы играем. Я изначально хотел живой звук, но тромбон – такой специфический инструмент, со своим тембром и акустическими сложностями, но он не должен выпадать как центральный инструмент ансамбля. Поэтому я его усилил, и теперь он способен звучать практически как любой инструмент. Возможность менять звучание тромбона, но не менять при этом мое собственное мышление – это, пожалуй, главная задача. Я сочиняю музыку в этом коллективе – авторская аранжировка стоит во главе. В основе каждой песни заложена общая концепция. Это своего рода поиск индивидуального языка композитора».

О музыкальной концепции

– В каком основном жанре развивается квинтет Dizzy Dutch Duck?

– Фьюжн. Но дело в том, что есть два его направления. Первый – это фьюжн Майлса Дэвиса, и я бы относил себя именно к этому течению. И был фьюжн, который возник на основе р’н’б, соула, ближе к поп-музыке, я бы назвал его коммерческим. Само по себе фьюжн означает «все вместе». Я беру различные музыкальные направления, например, минимал, даб, техно, рок-н-ролл, соул, и анализирую, каким образом они воздействуют на публику, думаю, как лучше их сыграть, и чаще всего случайным образом она обретает мелодии, гармонии.

Музыку не нужно понимать –
ее нужно ощущать!

Форма, или «скилет», на который я нанизываю тему и гармоническую прогрессию, исполняется в полижанровости. На этих ритмах мы создаем собственную музыку, в которую вкладываем именно ту концепцию, которую заложил Майлс Дэвис в Bitches Brew в 1968 году, где нет привычной формы. Большая часть композиции – это импровизация, форма становится модальной. Каждое новое исполнение одной и той же композиции всегда неповторимо. Это интереснее, чем играть одно и тоже, загоняя себя в «рамки».

Это музыка, в которой есть конкретика, но она перестает играть реальную роль, она становится отправной точкой для музыкантов. Это я и взял за основу музыкальной концепции Dizzy Dutch Duck. Я использую доступные слушателям-немузыкантам ритмы и стили, чтобы наше творчество было понятным и востребованным. Таким обозом я хочу донести идею, что джаз может быть не только традиционным и слушать его можно только в камерной обстановке.

Существует заметная граница между публикой и джазом, и в нашей стране она еще достаточно устойчивая. Я хочу, включая в наше творчество современные стили, уйти от восприятия джаза широкой аудиторией как сложной музыки.

– Что определяет характер и стиль ансамбля Dizzy Dutch Duck?

– Полижанровость. В Петербурге очень серьезные джазовые традиции, и их нужно ценить, безусловно, потому что это основа жанра. Здесь буквально дышит все джазом! Дождливый петербургский день на фоне исторических зданий – это то, что его определяет, его определяют и музыканты, которые наполняют этот город! На мой взгляд, есть актуальный джаз и неактуальный. Я уважаю бибоп, играю его с ребятами, это основа основ, но он неактуален в современном мире.

Я убежден в том, что даже играя такую музыку, мы не можем говорить на ее языке, потому что это больше, чем музыка – это образ жизни! Она создавалась во времена, когда были свои трудности и которых сейчас не может быть, поэтому осознать ее в полной мере достаточно сложно. Мы должны дышать воздухом своего времени и понять язык своего времени!

Все происходит импровизационно!

Я не первый музыкант, который развивает идею полижанровости – это целое движение во всем мире. Есть музыканты, которые играют музыку без нот, импровизируют. Да, существуют определенные правила, и каждый в группе их знает, но они не является первостепенными. Так, например, барабанщик с приходом фри-джаза перестал играть только ритм, у него появилась мелодия. И тогда возникает мысль – какой смысл в этом, если импровизатор уже не играет по тем гармониям, которые написаны, уходит за грани сознательно?

Прошло уже более 20 лет, и новаторские идеи того времени вдруг разрушили правила и дали свободу музыкантам. Однако именно Орнетт Коулман определил, что границы все-таки нужны, иначе все традиции буквально смоет волной музыки недоброкачественных исполнителей, которые почувствуют идею отсутствия необходимости правил с джазе. А для того, чтобы музыканты имели возможность продолжать выражать себя, они постоянно импровизируют, что и составляет основу джаза.