Джазовые современники представили сольные альбомы и записали совместные пластинки с мэтрами жанра импровизации. Особенный прорыв сделали музыканты, работающие в стиле модерн-джаз. Предлагаем вашему вниманию 5 лучших джазовых альбомов 2015 года.
5 МЕСТО – Food, альбом This is Not a Miracle
С 1969 года прославленный немецкий звукозаписывающий лейбл ECM Records отдавал предпочтение авангардному джазу в связке с модальным – особенно интеграции электронной музыки в инструментальную. Альбом This is Not a Miracle, записанный при участии британского саксофониста Иана Балами (Iain Ballamy), норвежского барабанщика Томаса Стронена (Thomas Strønen) и австрийского гитариста Кристиана Феннеша (Christian Fennesz), стал венцом в творчестве трио.
Нет более привлекательного примера, чем This is Not a Miracle, наглядно демонстрирующего не только творческие способности музыкантов, но и умение эффективно пройти путь от создания электронных звуковых эффектов на компьютере до презентации живого выступления с акустическими инструментами.
Слушать альбом This is Not a Miracle, Food
4 МЕСТО – Julian Lage, альбом World’s Fair
Одна из лучших джазовых историй за последние 20 лет упоминает имя Джулиана Лажа (Julian Lage), который стал известен публике в 1997 году после документального фильма Jules at Eight о нем как мальчике-вундеркинде. Сегодня ему 28 лет, и он один из ведущих гитаристов современного джаза. Его первая сольная работа World’s Fair показала его как сильного сессионного музыканта.
Записанный полностью для акустической гитары альбом включает в себя дюжину музыкальных инструментов, на которых играет Лаж. Его стиль игры схож с манерой исполнения Джона Фэи (John Fahey) и Пэта Мэтини (Pat Metheny), но при этом представляет собой золотую середину стилей этих двух корифеев блюза. Музыка Джулиана Лажа – спокойная и в некоторой степени исцеляющая, музыка, сочиненная и сыгранная человеком, которому еще нет 30 лет, но за плечами у него уже богатый музыкальный багаж.
Слушать альбом World’s Fair, Julian Lage
3 МЕСТО – Kamasi Washington, альбом The Epic
Буквально пару лет назад Камаси Вашингтон (Kamasi Washington) был подающим надежды сайдменом, представляющим богатую жанровую палитру – от хип-хопа и р’н’б Снуп Догга до джазовой классики Стенли Кларка (Stanley Clark). Так было до выхода его дебютного релиза The Epic на лейбле Brainfeeder. Пластинка писалась совместно с Flying Lotus – внучатым племянником Эллис и Джона Колтрейна (Alice Coltrane, John Coltrane). На лейбле в основном записывались молодые музыканты, работающие в направлении west coast jazz. Flying Lotus внес небольшой вклад в создание альбома, но влияние музыкального стиля его семьи на собственное видение джаза Вашингтоном все же отчетливо прослушивается.
Альбом состоит из 17 композиций. На протяжении этого джазового путешествия длиной в 171 минуту Камаси Вашингтон и его группа, преданные друзья и соучастники бэнда, изображают музыкальное искусство, как будто «пересекают астральное поле настроений, тонов и оттенков», проходя путь от оркестровок в духе Эллис до smooth-джаза Кирка Валума (Kirk Whalum), хард-юоп Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), Арчи Шеппа (Archie Shepp) и Фароа Сандерса (Pharoah Sanders).
Альбом The Epic привлекает слушателей по всему миру своей блестящей техникой игры. Пластинка стала первой за последние 20 лет существования журнала Pitchfork, так быстро попавшей в рейтинг Best New Music. И это только вершина айсберга всех хвалебных отзывов критиков. Релиз стал 2 в Billboard Jazz chart, 6 – Heatseekers chart и занял 18 позицию в Independent Music chart. В августе этого года Камаси Вашингтон в течение двух вечеров исполнял треки из альбома The Epic на сцене легендарного клуба Blue Note.
Слушать альбом The Epic, Kamasi Washington
2 МЕСТО – Tony Bennett и Bill Charlap, альбом The Silver Lining: The Songs of Jerome Kern
Этой осенью необычно было наблюдать и результат удивительного творческого союза Тони Беннетта (Tony Bennett) и Билла Шарлапа (Bill Charlap). После выхода нашумевшего альбома Cheek to Cheek, записанного дуэтом с Леди Гагой (Lady Gaga) в 2014 году, пластинка The Silver Lining: The Songs of Jerome Kern слушается на его фоне спокойно, неспеша, являя собой квинтэссенцию всего творчества Беннетта.
Лучше всего вокал Тони звучит в музыкальном обрамлении небольших джаз-бэндов, например, таких как ансамбль Билла Шарлапа. Для записи альбома в его группу вошли контрабасист Питер Вашингтон (Peter Washington), барабанщик Кенни Вашингтон (Kenny Washington) и пианистка Рении Рознс (Renee Rosnes).
Слушать альбом The Silver Lining: The Songs of Jerome Kern, Tony Bennett и Bill Charlap
1 МЕСТО – Makaya McCraven, альбом In The Moment
Madlib’s Yesterday’s New Quintet поражает тем, как один человек может стать полноценным ансамблем, не выходя из собственной студии. Что особенно обращает на себя внимание, так это то, что Макайя Макрейвэн (Makaya McCraven) на альбоме In the Moment из 19 треков следует обратным музыкальным принципам Отиса Джексона младшего (Otis Jackson, Jr.), записав 48 часов живого импровизационного джем-сейшна со звездными джазменами – трубачом Маркисмо Хиллом (Marquis Hill), контрабасистом Мэттом Улери (Matt Ulery) и гитаристом Джеффом Паркером (Jeff Parker). Это новое слово в развитии направления смешения фьюжна и хип-хопа с джазом.
Слушать альбом In The Moment, Makaya McCraven