Влияние Гленна Миллера на историю джаза было несколько противоречивым. Хотя многие энтузиасты не одобряли его дисциплинированный, неортодоксальный подход, музыка Миллера завоевала несомненную популярность среди широкой аудитории с 1940 года и до сих пор очаровывает слушателей по всему миру.

Юный Гленн Миллер

Гленн Миллер Glenn Miller JazzPeopleГленн Миллер (Glenn Miller) родился
1 марта 1904 года в маленьком городке Кларинда, штат Айова. Вскоре после его рождения родители, Элмер и Мэтти Лу Миллер, переехали всей семьей из Айовы сначала в Небраску, затем Миссури и в конечном счете обосновались в Форт-Морган, штат Колорадо. В каждом из этих новых городов музыкальное развитие Гленна принимало новый оборот. К примеру, во время пребывания его семьи в Небраске, отец Миллера подарил ему струнный инструмент – мандолину – которую мальчик вскоре обменял на старую, но неплохо играющую трубу. Переехав в Миссури, он впервые начал играть на тромбоне в местном джаз-бэнде. В 1918 году семья Миллеров  переехала на постоянное место жительства в Колорадо, где Гленн присоединился к музыкальному оркестру своей школы. Репертуар состоял в основном из танцевальной музыки. 17-летний Гленн был так очарован этими ритмами, что в день вручения школьных аттестатов убежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре города Лэрами в Вайоминге.

Начало карьеры

Сразу же после окончания средней школы в 1921 году Гленн Миллер вступил в группу «Бойд Сентер» (Boyd Senter band), это был его первый серьезный музыкальный коллектив. Позже он покинул его, так как поступил в Университет Колорадо в 1923 году. Вскоре Гленн отказался от учебы в колледже, окончательно осознав свою любовь к музыке.

В течение следующих лет Миллер переехал в Лос-Анджелес, а затем в Нью-Йорк, где познакомился с барабанщиком Беном Поллаком (Ben Pollack), который раскрыл талант Гленна широкой публике. Во время работы тромбонистом и аранжировщиком в биг-бэнде Поллака музыкант встретился с джазовым кларнетистом Бенни Гудменом (Benny Goodman). К слову сказать, дружба между ними была очень крепка и длилась всю жизнь.

Гленн Миллер Glenn Miller JazzPeopleВ это же время происходит знаменательное событие в личной жизни Миллера – свадьба с Хелен Бергер – девушкой, которую он полюбил еще во время учебы в колледже. И тут его друг Бенни Гудмен, одолжив Гленну деньги, очень помог в организации торжества.

Карьера Миллера развивалась стремительно: он начал выступать как солист и писал аранжировки в оркестре братьев Дорси (Dorsey Brothers Orchestra), организовал оркестр для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла (Ray Noble) в 1934-1935 годах. В этот же период Гленн глубоко изучал теорию музыки и композиции, обучаясь у Джозефа Шиллингера (Joseph Schillinger), что послужило для него хорошей подготовкой к созданию собственного оркестра.

Оркестр Гленна Милера

Миллера все чаще посещала мысль о создании своего биг-бэнда. Первую записанную пластинку под собственным именем  он выпустил в 1934 году, одновременно работал с оркестром Ноубла. В 1937 году сформировал свой первый оркестр, получивший небольшую популярность. После расформирования, а затем реорганизации его группы, Миллер, наконец, достиг признания в 1938 году – музыканты получили ангажемент в престижном казино «Глен-Айленд». Благодаря радиотрансляции их выступлений успех не заставил себя ждать.

В 1938 году Гленн Миллер и его оркестр заключили контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. Музыкант обрел невиданную в джазе популярность за счет расширения жанровой основы музыки. Помимо популярных бродвейских мелодий, мюзиклов, «стандартов» Гленн предложил слушателям авторские произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Оркестр Миллера стал самым востребованным в конце 1930-х – начала 1940-х годов.

Гленн Миллер Glenn Miller JazzPeople

Миллер одним из первых бэнд-лидеров увеличил секцию духовых (саксофонов) до пяти инструментов. Воплотил в жизнь и еще одну идею: так называемый, crystal chorus – верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету, в дальнейшем этот прием стал расхожим в джазе.

Он был жестким и крайне педантичным лидером. В его оркестре всегда царила железная дисциплина, на сцене были запрещены разговоры

Два кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, – «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942) – явились восхождением его лидера на вершину американской популярной музыки.

Служба в армии США

Политическая ситуация в стране была критической. После вступления США в войну с Японией, Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Но он вышел из призывного возраста (на тот момент ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда Миллер написал в августе 1942 года письмо в Министерство обороны, предложив создать армейский оркестр для работы в войсках, и предложение было принято. 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в штате Нью-Джерси. Находясь на пике славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд.

миллер военныйБудучи на службе, музыкант продолжал заниматься созданием и пропагандированием новых джазовых элементов. Мечтая собрать военный оркестр, Гленн Миллер усиленно работал над этой задумкой. И в июне 1943 года его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. В состав оркестра также входили популярные эстрадные вокалисты – Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, добавил большую партию струнных.

Биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск (джаз был запрещен в нацистской Германии).

Генерал Джимми Дулитл, у которого проходил службу музыкант, сказал:

Наряду с письмом из дома, его оркестр был для солдата величайшим моральным вдохновителем на европейском театре военных действий

Гибель музыканта оказалась ранней и внезапной. Война близилась к концу. Майор Гленн Миллер должен был отправиться в Париж для подготовки рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолете «Норсман С-64». Стоял очень густой туман, и как заметил сам Миллер, «даже птицы опустились на землю». Самолет, в котором он летел, так и не достиг берегов Франции – его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Не удалось обнаружить ни тела музыканта, ни обломков самолета.