Фильм Кена Бернса начинается словами: «Джазовая музыка – само воплощение Америки. Он необходим нам, чтобы понять самих себя». Американская ли музыка джаз? Точный ответ на этот вопрос слушатели курса Антона Боярских будут искать в течение всех последующих встреч. Однако уже сейчас можно сказать, что джаз, бесспорно, родился в Америке. Но кто именно является автором жанра, и были ли они американцами?

BoiarskikhВ небольшом помещении, напоминающем старый киноклуб, в мансарде со скошенными потолками, большими окнами и черными кирпичными стенами с табличками на английском языке лектор поприветствовал слушателей. Коротко Антон Боярских рассказал о киноленте, которую всем предстояло посмотреть:

«Это самый дорогой фильм о джазе тех времен. Фильм, на съемки которого было потрачено 6 лет и более десяти миллионов долларов. Это картина о раннем джазе, о его истоках и самых первых музыкантах, создавших историю. Отражение джаза XX века».

После свет погас, и на белоснежной ровной стене стало проявляться черно-белое изображение. Началась первая серия документального фильма «Джаз» режиссера Кена Бернса.

Фильм завладевает вниманием непосвященного обывателя, представляя ему великих джазовых музыкантов, но не называя их имен. Голос за кадром лишь упоминает о сыне зубного врача или циркового артиста, мечтающих научиться играть на музыкальных инструментах как никто другой! «Когда мы говорим о джазе, мы говорим о личностях и о том, как они себя выразили в этой музыке». Нельзя не согласиться с этим утверждением – мог бы джаз существовать, если бы его не создавали люди? Каждый музыкант достоин отдельной главы в толстой книге по названием «джаз». Каждый из них войдя в мир джаза, оставил свой след. Не было ни кого, кто довольствовался бы подражанием! Яркий пример – Бадди Болден, о котором рассказывает в фильме трубач Уинтон Марсалис.

После окончания просмотра первым прозвучал вопрос: мог ли джаз появиться где-нибудь еще кроме Америки? В ходе размышлений стало очевидно, что джаз для Америки не просто музыка. Это визитная карточка страны, которая служит подтверждением того, что они способны создать собственную культуру, не заимствуя у других. При этом нельзя сказать, что джаз сразу же пришелся по душе всем американцам. Некоторые в Новом Орлеане называли джаз «крысиной музыкой» и противились его проникновению в широкие массы. Как и все новое, джаз прошел проверку временем, чтобы занять свое место и получить право называться искусством.

Джаз – это искусство солиста. Но оно требует бескорыстного сотрудничества.

На протяжении будущих лекций Антона Боярских «Джаз – это американская музыка?» будут рассмотрены вопросы:

  • Чем обусловлен выбор музыкантов, которые рассказывают в фильме о джазе?
  • Почему не показывают других значимых для его истории исполнителей?
  • Какой смысл вкладывал режиссер, задумывая документальные хроники о главном музыкальном детище Америки?
Встречи планируется проводить 1 раз в месяц при поддержке Чиптрип Петербург.