Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis), виртуозный трубач и бэнд-лидер, родился 18 октября 1961 года в Новом Орлеане в музыкальной семье. Отец Уинтона Эллис, известный пианист и преподаватель, оказал наибольшее влияние на мальчика и его братьев Брэнфорда и Дельфейо, тоже музыкантов.

Интересно, что Уинтон никогда не воспринимал музыку как способ соревнования со своими братьями

Он не планировал играть на трубе всю жизнь, но в доме всегда звучала музыка. Однажды он услышал Giant Steps, что стало еще одним поводом взяться за серьезное обучение на трубе в возрасте 12 лет.

Профессиональная карьера

Уинтон Марсалис - 6 значимых достижений за 55 лет | JazzPeople

Марсалис стал олицетворением возвращения джазу популярности. В числе его заслуг -сочинение музыки к фильмам и балетным постановкам, руководство Джазовым Линкольн-центром в Вашингтоне. Одаренный исполнитель и музыкальный эксперт Уинтон Марсалис не применяет в своих композициях фьюжн с элементами рока и электронного звучания, свободно практикуясь при этом во фри-джазе. Начав в середине девяностых, он вдохновлялся традициями Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Не ограничиваясь только исполнением джаза, Марсалис сегодня преподает импровизацию. Возрождение традиционной джазовой музыки в руках таких музыкантов, как он, привело к созданию в 1996 году первой в истории телевизионной программы, посвященной джазу. При этом музыканты старшего поколения все же обеспокоены отсутствием выраженного желания у молодых исполнителей бросить вызов традициям и исследовать современные формы звучания.

Читайте материал о семье известного трубача – Джазовые династии: знаменитые дети джазовых музыкантов

Что такое джаз?

wynton-marsalis-7

В своей статье, озаглавленной What Jazz Is and Isn’t и опубликованной в The New York Times, Уинтон Марсалис заключил, что понятие джаза «применимо к выражению современной жизни настолько, что способно изменить американскую и мировую музыкальную культуру». В то же время Уинтон осознает, что разделение джаза на категории в наше время способно привести к заблуждениям в осознании самой сути жанра. По мнению трубача, величие джаза проистекает из его природной эмоциональности так же, как и из нарочитой искусственности. Он подчеркивает, что музыка Армстронга и Эллингтона – это не только результат влияния сложных социальных условий. «Гений всегда придает значение деталям. Работы гения звучат настолько естественно, что кажутся простыми, но это простота не означает игнорирование меняющихся тенденций в музыке».

Признанный виртуоз

Уинтон Марсалис - 6 значимых достижений за 55 лет | JazzPeople

В июне 1989 года Марсалис продолжал удивлять своим техническим мастерством. В результате он был признан универсальным исполнителем в области американской музыки со времен Диззи Гиллеспи. В то время, как техника поражала своей блестящей точностью, эмоциональная составляющая все еще требовала доработки. Его The Majesty of the Blues на лейбле Columbia стала его авторским триумфом, объединив интеллектуальность и страсть. Композиционно альбом отсылает слушателя к позднему Чарльзу Мингусу. При этом Марсалис добавляет блюз и госпел, приближаясь к гармониям Дюка Эллингтона. Сам трубач всегда придерживался высоких стандартов в джазовой музыке, призывая молодых музыкантов знакомиться с его традиционной культурой, избегая современных тенденций смешивания его с поп-музыкой, фьюжном или роком.

Уинтон Марсалис входит в список Лучшие джазовые трубачи мира

Взгляд в будущее

Уинтон Марсалис - 6 значимых достижений за 55 лет | JazzPeople

Ближе к концу 1994 года собранный пятью годами ранее Уинтоном Марсалисом септет распался. Его группа была одной из самых влиятельных и активно пропагандирующих традиционный джаз в то время. Уинтон учил молодых музыкантов тому, что будущее за серьезной глубокой музыкой. Став художественным руководителем Джазового Линкольн-центра, Марсалис продолжил развивать эту идею и выступил автором нескольких образовательных программ для молодых музыкантов. Представление Уинтона о джазовом образовании строилось на познании истории африканской и американской музыкальных культур в равном соотношении. Марсалис убежден, что джаз далек от того, чтобы утратить свою популярность, но став более зрелым музыкантом, он стал ощущать, что его идеи опережают современную культуру и интегрируются в нее медленно. Будучи видной фигурой в джазе, трубач не стремится к тому, чтобы джаз стал широко популярной музыкой. Цель Уинтона заключается в том, чтобы обратить внимание как можно большего числа заинтересованных людей на джаз, живущих не только в больших городах, но и там, где музыка может считаться даже роскошью.

Просветитель Уинтон Марсалис

Уинтон Марсалис - 6 значимых достижений за 55 лет | JazzPeople

В 1995 году Марсалис принял участие в программе Marsalis on Music для молодых слушателей. Передача была призвана развеять мифы о классической и джазовой музыке среди юной аудитории и сформировать у них наиболее правдивое представление о структурах этих форм. Марсалис рассказывал о том, чему научился у своего отца. Программа состояла из четырех частей, каждая из которых была посвящена одному из наиболее распространенных заблуждений. Он также основывался на приобретенном опыте, который сформировал его собственное представление о жанре.

Обладатель Пулитцеровской премии

Уинтон Марсалис - 6 значимых достижений за 55 лет | JazzPeople

В 1997 году Уинтон Марсалис стал первым джазовым артистом, удостоенным Пулитцеровской премии в области музыки за его джазовую оперу Blood on the Fields. На вручении трубач отметил, что и другие музыканты достойны этой награды, в том числе непревзойденный Дюк Эллингтон. Восьмикратный обладатель премии «Грэмми» чувствовал, что ценность джаза наконец была оценена в полной мере. Являясь также историком джаза, Марсалис продолжает свою работу по раскрытию особенностей импровизации и знакомству слушателей с тонкостями этого жанра на мировом уровне.

Рекомендуем: Советы Уинтона Марсалиса