«“Первый раз, когда я увидел Профессора, это был парень в смокинге, он был таким же лысым как американский актер русского происхождения Юл Бриннер (Yul Brynner). Я сказал тогда: «Эй, ребята, это действительно Профессор Лонгхейр (Professor Longhair)?” (прим. автора – longhair по англ. «длинные волосы») – так описывал первую встречу с «Фесcом» новоорлеанский р’н’б музыкант Эрл Кинг в откровенной беседе с композитором Алом Ридом.

Профессор Лонгхейр Professor Longhair jazzpeople

«Первый раз я увидел Профессора, – вновь повторяет Рид, – когда я возвращался после ночной прогулки по Дербини-стрит. Его и музыканта Джесси Хилла (Jessie Hill). У Джесси был припасен небольшого размера барабан. Они заиграли, и поверьте мне, когда Лонгхейр ударял по клавишам пианино, стены дрожали. Это была самая короткая встреча, на которой мне когда-либо доводилось бывать. И знаете, это все равно был колоссальный опыт для меня!»

Музыканты Нового Орлеана с большим почтением относились к Профессору Логнхейру, особенно те из них, кто с ним выступал и соприкасался с его музыкой.

Профессор – великий, уникальный пианист, и когда кто-то вроде Алена Туссэна (Allen Toussaint) называет его «Бахом рок-н-ролла», хочется непременно записать или запомнить это. Его неповторимый стиль узнаваем во всем мире – очень быстрые триоли он накладывает на синкопированный ритм румбы 8/8.

Он был действительно весьма влиятельным в Новом Орлеане пианистом своего времени. Знал об этом и выдающийся тенор-саксофонист Ред Тайлер (Red Tyler): «Первопроходцем был Профессор Лонгхейр, несмотря на то, что сам не был так музыкально образован, как Хью Смит (Huey Smith). Смит слушал записи Профессора, и ему нравилось то, что он слышал. Он пытался копировать его стиль, но не мог этого сделать на публике, так как подобное не было принято, поэтому ему  пришлось придумывать собственный стиль игры. Ален Туссэн находился под влиянием творчества Хью Смита, на которого, в свою очередь, влиял Профессор Лонгхейр. Это было закономерно».

Профессор Лонгхейр Professor Longhair jazzpeople

Настоящее имя Лонгхейра – Генри Ройлэнд Берд. Он родился в 1918 году в Богалусе на берегу Перл-Ривер рядом с границей Луизианы и Миссисипи, в городке, где в то время хозяйничал Ку-Клукс-Клан. Его семья переехала в Новый Орлеан, когда он был ребенком. Вскоре Лонгхейр понял, что может воспроизводить стиль игры таких пианистов, как Салливан Рок (Sullivan Rock), Кид Сторми Уэзер (Kid Stormy Weather), Роббер Бертран (Robert Bertrand) и Татс Вашингтон (Tuts Washington), и более того, придавать их композициям индивидуальное звучание. Это было именно, что принято называть природным талантом.

Рой Берд стал «Профессором Лонгхейром» в 1947 году. Само по себе его имя вызывало ассоциации со старыми «профессорами»  Сторвилля, которые промышляли своим делом в районе Красных фонарей. Лонгхейр вспоминал: «Мы играли в Caldonia Inn. Саксофонистом был Apeman Black, гитаристом Walter Nelson и за барабанами сидел Big Slick. У нас у всех были длинные волосы, что в то время считалось незаконным. Владелец заведения Майк Тесситор (Mike Tessitore) говорил: «Мне нравятся эти ребята – мы назовем вас Professor Longhair and the Four Hairs Combo». Немного позже к бэнду присоединился Hungarian Kid и коллектив стали называть The Shuffling Hungarians».

Профессор Лонгхейр – «Бах рок-н-рола» (аллен туссэн)В 1949 году Профессор Лонгхейр записал первую пластинку в клубе Hi-Hat для крошечного даласского лейбла Star Talent. Среди 4-х треков были и знаменитые Mardi Gras in New Orleans и She Ain’t Got No Hair. Вскоре после этого Лонгхейра представил лейблу Mercury Records Уильям Ален (William B. Allen), который владел магазином музыкальных инструментов и вел свою передачу на радио. Запись проводилась во временной студии на Канал-стрит. Одна из песен Baldhead, римейк She Ain’t Got No Hair, достиг 5-й строчки в чарте Billboard R&B в августе 1950 года. Несмотря на то, что пластинка все-таки вышла, возникли финансовые разногласия, и контракт с Mercury Records пришлось разорвать.

Встреча с Ахмедом Эртегюном (Ahmet Ertegun) в Новом Орлеане привела к записи альбома на лейбле Atlantic, однако успех Mercury повторить не удалось. В 1951 году Джо Ассунто (Joe Assunto) организовал встречу с представителями One-Stop Record Shop, и с тех пор Лонгхейр не записывался вплоть до ноября 1953, когда Atlantic снова предложила ему контракт. В результате этого сотрудничества появилась песня Tipitina, которая признана одной из лучших записей Лонгхейра и является классическим примером новоорлеанского р’н’б. Она продержалась в местных чартах до марта 1954 года.

Тем временем Wasco Records в Мемфисе выпустила пластинку на 78 оборотов – это был бутлег, согласия на который Лонгхейр не давал. Его следующая запись состоялась в 1957 году на лейбле Ebb Records в Голливуде, но более важной стала его работа над Go to The Mardi Gras (римейк Mardi Gras in New Orleans) в 1958 году. Каждый год эту песню традиционно исполняют на празднике Mardi Gras. Ежегодно продавались 15 000 копий, и Лонгхейр, наконец, начал обретать популярность после стольких лет тяжелой работы. В 1962 году он записывался на Rip Records, затем в 1963 и 1964 – на Watch Records. Композиция Big Chief, самая популярная запись Лонгхейра того времени, получила еще большее распространение, когда Dr John включил ее в альбом Gumbo (1972). Так развивалась карьера Профессора Лонгхейра до начала 1970-х, однако многие композиции так и не покинули Новый Орлеан.

Профессор Лонгхейр Professor Longhair jazzpeople

К счастью, события стали развиваться лучше, когда Лонгхейра пригласили выступить на фестивалях Herritage в Луизиане и Montreux в Швейцарии. Тогда же, в 1974 году, он записал альбом на лейбле French Blue Star в своем родном городе Богалуса. За долгое время его невероятный талант стал популярен среди широкой аудитории.

Профессор Лонгхейр никогда не делал записи собственных живых концертов

Этот пробел все же был восполнен, когда Пол и Линда Маккартни пригласили его выступить на борту Queen Mary в 1975 году. Его потрясающий индивидуальный стиль поразил всех, кто присутствовал на вечер в тот день. Его записи Mardi Gras in New Orleans и Tipitina – выдающиеся примеры классического блюза. Но будучи хорошим певцом, он был не менее потрясающим пианистом, что возвело его в легенды.

Профессор Лонгхейр был популярен долгое время, что стоит сказать, что удача сменилась разочарованием на закате его карьеры. Правда или нет, но однажды музыкант с сожалением в голосе произнес: «Все, чего я хотел, это увидеть немного денег, и может быть, я получу такое удовольствие в ином мире…» Конечно, этот альбом не навредит ему, напротив, он будет получать отчисления за каждый проданный экземпляр».

Альбом Live on the Queen Mary был записан 24 марта 1975 года на Лонг-Бич в Калифорнии. Фото обложки сделала Линда Маккартни.

Джон Бровен (John Broven), 1977 год
По материалам книги Walking to New Orleans (изд-во Blues Unlimited) и интервью с Профессором Лонгхейром Тэду Джонсу для Living Blues.

Профессор Лонгхейр Professor Longhair live on the queen mary jazzpeople
Professor Longhair. Альбом Live on the Queen Mary
  • # 1 Tell Me Pretty Baby
  • # 2 Mess Around
  • # 3 Every Day I Have the Blues
  • # 4 Tipitina
  • # 5 I’m Movin’ On
  • # 6 Mardi Gras in New Orleans
  • # 7 Cry to Me
  • # 8 Gone So Long
  • # 9 Stagger Lee