Антуан Джозеф Сакс родился в Динане 6 ноября 1814 года. Ни у кого до сих пор нет точного ответа, почему люди стали называть его Адольфом. Как бы там ни было его родители перебрались в Брюссель, когда малышу было всего несколько месяцев. Его отец был столяром и, как это ни странно, изготовителем музыкальных инструментов. Поэтому с юного возраста и Сакс учился этому ремеслу.
«У маленького Адольфа были все возможности освоить это дело профессионально в мастерской отца, и в конечном итоге он достиг больших успехов», – говорит Джо Сэнти (Jo Santy), директор Музея музыкальных инструментов в Брюсселе. – «Первым инструментом, который Сакс изготовил уже в 14-15 лет, был кларнет. Однако скучное, по его мнению, расположение духовых отверстий он сместил, в результате чего звучание изменилось и стало более мягким». Сэнти также рассказывает, что при первой возможности в 1840 году талантливый Адольф Сакс перебрался в Париж. Его главной целью было создание целого ряда новых видов музыкальных инструментов для оркестра французской армии. Работы было много.
Настоящую славу саксофон приобрел в Америке – об этом скажет любой поклонник джаза
Адольф Сакс времени даром не терял. Он одолжил немного денег у своих знакомых, построил собственную мастерскую и начал работу над инструментом, который в то время получил название «саксгорн». Позже он станет популярным, правда, под другим названием – флюгельгорн, эвфониум и бас-туба.
В 1846 году Сакс получил патент на изобретение, работе над которым он посвятил несколько лет – саксофон. Его конструкция представляла собой сочетание кларнета и офиклеида (прим.автора – «медный духовой инструмент»). Звучит великолепно, не так ли? Однако Адольф был непростой личностью.
По словам Сэнти, «Сакс был весьма противоречивым человеком. Это был опасный, плодовитый, энергичный бельгиец, прибывший в Париж разделить музыкальный мир Франции на сторонников и противников».
Удача постоянно то улыбалась, то отворачивалась от него. Он становился банкротом 3 раза из-за исков, которые предъявляли ему конкуренты. Конкуренты, которые начали создавать свою версию саксофона на базе патента Сакса, который истек спустя 10 лет после его приоьретения. Саксофон получил широкое распространение в камерной и оркестровой музыке, но более всего – в армейских биг-бэндах.
Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном
Джо Сэнти: «Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном. Они играли на нем так, как будто пели, и саксофон – лучший инструмент, чтобы показать это. С помощью него вы можете плакать, беседовать, рыдать или кричать точно так же, как с помощью вашего голоса».
Адольф Сакс умер в 1894 году и похоронен на кладбище Монмартр в Париже. В последние годы жизни он боролся с раком губы и противостоял собственной нищете.
Всеобщее внимание к Адольфу Саксу было привлечено в прошлом году – на праздновании 200-летия со дня его рождения. В Брюссельском Музее музыкальных инструментов была организована специальная выставка работ Сакса, а в его родном городе Динане состоялось международное состязание по игре на саксофоне.
Рекомендуем: Редкие и необычные инструменты для джаза