Исторически именно корнет, медный музыкальный духовой инструмент, был наиболее типичным и основным для джаза, но за века эволюции частью постоянного джазового арсенала стали другие инструменты. В их число входят фортепиано, барабаны, контрабас и после изобретения Адольфом Саксом – саксофон.  Нередко могут добавляться скрипка, кларнет и другие виды перкуссий. Некоторые из них могут обладать уникальным звучанием и довольно часто используются в джазовом мейнстриме. Такой подход к музыке демонстрирует свежий и необычный взгляд на стиль и характер игры.

необычные инструменты для джаза корнет JazzPeople

Следующий список включает в себя музыкантов, которые в основном или почти единолично играли на редких инструментах для джаза. В него не вошли те исполнители, которые применяли редкие и необычные инструменты для джаза частично, то есть только для создания эффектов и для придания оригинальности звучания в конкретной композиции.

Волынка


Самым необычным инструментом для джаза можно считать волынку – тканевая сумка с воздухом и язычки, размер и форма которых могут отличаться в зависимости от географического нахождения. Наиболее часто используемая в наше время – так называемая «шотландская волынка», и если джазовый музыкант решает играть на волынке, то он выбирает именно этот тип инструмента. История знакомства Руфуса Харли (Rufus Harley) с инструментом довольно необычная. Музыкант оставил тенор-саксофон после того, как был очарован игрой волынщика на похоронах Джона Кеннеди. Харли записал несколько альбомов на лейбле Atlantic Records, но, возможно, его поистине уникальная работа была выпущена в 1972 году – запись с живого концерта Re-creation of the Gods на лейбле Transparency. Пластинка записана строго в традициях соул-джаза с изрядной долей спиричуэла и грува, которых удалось добиться благодаря Биллу Мейсону (Bill Mason). Необузданная игра Руфуса Харли на волынке напоминает исполнение Расаана Роланда Кирка (Rahsaan Roland Kirk), как будто играющего на манчелло (manzello) и саксофоне одновременно.

Укулеле

Другой музыкальный инструмент, который достаточно редко встречается в джазе, это укулеле – четырехструнная щипковая лютня. Первыми на ней стали играть в Португалии и на Гавайях. Сторонников у укулеле как инструмента немного, и тем более нет тех, кто играл бы на нем превосходнее Лайла Рица (Lyle Ritz). Выбрав сначала тубу и контрабас, в середине 1950-х  Риц оценил все достоинства этого необычного инструмента и сразу же переключился на него. Джазовым шедевром по-прежнему остается его первая пластинка How About Uke? На лейбле Verve в 1957 году. В руках Рица укулеле звучит нежно и мягко, высекая элегантные и гибкие линии, которые удивительно гармонично сочетаются с мужественной манерой игры флейтиста Дона Шелтона (Don Shelton).

Арфа

Арфа – музыкальный инструмент ангелов – имеет богатую историю в классической западной и восточной культуре, но применение е в джазе было не больше, чем диковинкой, до появления Дороти Эшби (Dorothy Ashby). Получив профессиональное образование пианистки, Эшби обратила внимание на арфу практически в самом начале своей карьеры. Она записал несколько восхитительных боп-ориентированных альбомов в 1950-60-е годы. Главный ее альбом Afro-Harping был записан немного позже, 1968 году, на лейбле Cadet. Ее уникальное звучание и гениальный подход к игре на этом «сказочном» инструменте прослеживается на ПВО всех композициях альбома. Ее замысловатые фразы скользят и одновременно звучат отрывисто под фанковый грув аранжировщик и дирижера оркестра Ричарда Эванса (Richard Evans).

Аккордеон

Для современного джаза этот инструмент уже не кажется необычным, а напротив, прекрасно вписывается в романтическую культуру Франции. Ассоциируясь в большей степени с аргентинским танго или европейским фолком, аккордеон все-таки сумел занять место в рядах джазовых инструментов благодаря Ришару Гальяно (Richard Galliano). Разрушив эти стереотипы, француз первым исполнил на нем гениальные импровизации. Лучшей его пластинкой стала French Touch 1998 года на лейбле Dreyfus. Пригласив еще только лишь барабанщика и контрабасиста, Гальяно продемонстрировал импровизацию и виртуозность игры, доказав право включить аккордеон в список джазовых инструментов.

 Фагот

Из всех двойных язычковых инструментов появление в джазовом ансамбле фагота наиболее вероятно. Несмотря на то, что этот необычный инструмент для джаза является порождением западной культуры, виртуозных игроков на нем можно пересчитать по пальцам. Самый опытный и творчески плодовитый из всех – Майкл Рабинауиц (Michael Rabinowitz). Будучи оркестрантом в бэнде Мингуса, он записал с полдюжины великолепных альбомов, но Gabrielle’s Balloon 1977 года на лейбле Jazz Focus остается неоспоримым шедевром среди других его работ. Рабинауиц сольно исполняет партию духовых и демонстрирует поразительную ловкость игры, рисуя извилистые линии мелодии вокруг динамичной ритм-секции.

Эуфониум

Духовой инструмент, который остается недооцененным и часто исключается из джазового ансамбля, – эуфониум. Его можно назвать двоюродным братом баритон-трубы, но звучание его более полное и густое. Первым музыкантом, заигравшим на эуфоне, был Киан Завади (Kiane Zawadi, или Bernard McKinney). К сожалению, сохранилась только одна студийная запись Завади с баритон-саксофонистом Пеппером Адамсом (Pepper Adams) – альбом The Cool Sound Of Pepper Adams на лейбле Savoy, записанный в 1957 году. Две трубы, обе играющие в низком регистре, перекликаются в мелодии, делая звучание мрачным. В составе с пианистом Хэнком Джонсом (Hank Jones), его братом барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и контрабасистом Джорджем Дьювивиером (George Duvivier) квартет записал вдохновляющую и захватывающую пластинку, выдержавшую испытание временем.

Нормафон

необычные инструментя для джаза Normaphone нормафон JazzPeopleОтносительно новый в группе духовых музыкальный инструмент – нормафон – был забыт достаточно быстро. По форме напоминающий саксофон, с мундштуком трубы и клапанами тенор-саксофона, по звучании нормафон схож с бас-трубой или тромбоном.

Единственный исполнитель на альт-нормафоне как джазовом инструменте считается Уильям «Хики» Келли (William «Hicky» Kelley). По образованию эуфонист Келли играл на нормафоне вместе с ансамблем The Modern Jazz Disciples Кертиса Пиглера (Curtis Peagler). С ними же на лейбле Prestige в 1959-60 годах Келли записал альбом The Modern Jazz Disciples and Right Down Front, переизданный в 2012 году испанским лейблом Fresh Sound.

Сольные партии Уильяма «Хики» Келли пластичны, звучание чистое и напоминает альт-трубу, только мелодичнее. Хотя эту музыку и нельзя назвать абсолютно новаторской, она все же вдохновляет на эксперименты в джазе.