В этом материале редакция JazzPeople выбрала троих музыкантов, которые представляют скандинавский джаз.
Скандинавский джаз
Knut Reiersrud (Кнут Рейерсруд)
Этот блюзовый гитарист родом из Норвегии. Родился Кнут Рейерсруд в 12 февраля1961 года в Осло. Начало творческого пути юный Кнут начал с освоения фортепиано. Он успешно изучал музыкальную теорию, историю, тенденции и перспективные направления развития жанра. В это же время он осваивает необычные этнические инструменты – такие, как турецкие и ближневосточные струнные инструменты – сазе и уде, а также мандолину.
Рейерсруд изучает тематику слияния популярной и джазовой культуры с народной норвежской музыкой и африканскими ритмами, тем самым привнося в скандинавский джаз новые мотивы. Это позволило ему и группе The Four Roosters издать в 1982 году альбом Rooster Blues, проложивший ему путь к профессиональному признанию.
Первый альбом 1993 года Tramp,ставший на родине весьма успешным, в США провалился. Вскоре он стал сотрудничать с множеством именитых музыкантов, среди которых Повл Диссинг и Ивер Клеве.
В числе его достижений и признаний множество наград. Самой значимой премией можно назвать – датскую «Грэмми» 2006 года за композицию Nadeovernade.
Jan Garbarek (Ян Гарбарек)
Родился будущий гений джаза Ян Гарбарек 4 марта 1947 годав семье норвежки и бывшего военнопленного поляка, осевшего в Норвегии. Молодой Ян с головой погрузился в творческую атмосферу. Изначально заинтересовавшись барабанами, самостоятельно начал их изучать. Но однажды его музыкальный мир перевернулся раз и навсегда, едва он услышал в радио эфире саксофониста Джона Колтрейна.
С этого времени юный Ян обзавелся самоучителем по игре на саксофоне и стал изучать игру на нем. Когда у него наконец появился инструмент, оказалось, что он уже вполне неплохо умеет играть на саксофоне, оставалось только упорно оттачивать мастерство и стремиться к познанию нового и смелому смешению стилей и заимствований.
Постоянное изучение мировой культуры от восточных течений до авангарда научило Яна экспериментировать. Изучая философию в университете Осло, Ян продолжал изучать музыку и играть в любительских коллективах, что привело его к статусу лучшего молодого исполнителя Норвегии.
В 1969 году состоялось судьбоносное знакомство Яна Гарбарека с продюсером и владельцем западногерманской студии ECMrecords Манфредом Айхером. Это знакомство поспособствовало изданию в 1970-м первого сольного альбома Яна Гарбарека – Afric Pepperbird. Эта пластинка положила начало не только победному шествию Яна по мировой сцене, но и многолетнему, успешному творческому союзу музыканта и лейбла ECM.
Творчество Яна характеризуется широким применением множества интересных музыкальных приемов и вкраплений различных стилистических структур. Но самыми любимыми у него считается народная, скандинавская, по большей части норвежская музыкальная культура.
Ян Гарбарек, который представляет скандинавский джаз, применяет этнические мотивы ближнего востока. Что касается музыкальных, технических приемов, то его музыка характеризуется длительными ритмическими паузами, резкими тонами и акцентами.
Esbjorn Svensson Trio (Эсбьёрн Свенссон трио)
Поговорим о шведских музыкантах, творчество которых ярко характеризует скандинавский джаз. Esbjorn Svensson Trio – это уникальный пост-боп коллектив, который за свои 18 лет сумел перевернуть мир ортодоксального джаза и найти как поддержку, так и яростное отрицание среди знатоков джаза.
Эсбьёрн Свенссон смело экспериментирует со звучанием, используя в своих композициях новшества электронной музыки и современной цифровой звукозаписи. Умело смешивает с джазовыми стандартами, заставляя подпевать своих слушателей в зале.
Трио Эсбьёрна Свенссона завоевало народную популярность, чем открыло дорогу для джаза на экраны скандинавского телевидения, поспособствовав его популяризации.
Первый состав E.S.T.
- Эсбьёрн Свеннсон – фортепиано, трагическая смерть которого в 2008 году послужила прекращению деятельности трио;
- Магнус Острем – барабаны, друг детства Э. Свенссона и сооснователь коллектива;
- Дэн Берглунд – контрабас.
Со дня основания коллектив стремительно завоевывал успех сначала на родине в Швеции, выпустив в 1996 году второй альбом ESTplaymonk, а затем и в остальных скандинавских странах. Пластинка 1999 года From Gagarin’s point of view позволили Esbjorn Svensson Trio добиться признания на крупных мировых фестивалях.
За свою карьеру E.S.T. были удостоены большого количества званий – победа в номинации «Лучший джазовый альбом» шведского «Грэмми», награды музыкальной академии Германии, премия европейского музыкального коллектива года имени Ханса Колера.
В 2008 году трагическая смерть Эсбьёрна Свенссона во время занятий дайвингом привела к принятию единогласного решения двух оставшихся участников коллектива закрыть проект Esbjorn Svensson Trio, оставив богатое музыкальное наследие.
Автор текста Николай Жуйков