ECM records – Blue Note XXI века?ECM records (Edition of Contemporary Music) в современной музыкальной индустрии занимает одну из лидирующих позиций. По своей популярности и востребованности его сравнивают с другим крупным лейблом – Blue Note records. Разница этих двух гигантов-издателей в том, ECM специализируется на записи музыки современных исполнителей в то, время как Blue Note является бессменным главой звучания до 1960-х годов (преимущественно хард-бопа).

ECM начали свою деятельность в ранние 70-е, и с тех пор негласно закрепились 2 термина – ECM sound (звучание ECM) и Blue Note Sound (звучание Blue Note).

Что же делает звучание отдельно взятой студии особенным?

Альфред Лайон (Alfred Lion), директор лейбла Blue Note records
Альфред Лайон (1908-1987)

В середине XX века директор «Голубой ноты» Альфред Лайон (Alfred Lion) начал искать музыку в стиле schwing, то есть такую, которую ни один лейбл еще не издавал. И Альфред полагал, что этого самого schwing ему удастся добиться с помощью той плеяды звездных исполнителей, с которыми он уже работал.

На тот момент это были Арт Блэйки, Хорас Силвер, Сонни Кларк, Херби Хэнкок, Хэнк Мобли, Дональд Берд, Кенни Дорэм, Ли Морган, Лу Дональдсон, Джимми Смит и Грант Грин. Эти виртуозы естественным образом сформировали бренд Blue Note, исполняя бибоп и блюз с заимствованными из церковных песен мотивами. Эта музыка звучала на знаменитой 52-й улице на Манхэттене в 40-е. Не менее технически чистый и не лишенный импровизационности стиль вырос в фанк. Это была первая волна. И началу ее положил пианист Бобби Тиммонс. Другой отличительной чертой Blue Note стало фирменное звучание – баланс между выраженной главной мелодией и приглушенным инструментальным сопровождением.

Как же ECM records смогли сравниться с этой парадигмой? Очень легко. ECM тоже обладали рядом музыкантов, которые хотели играть новую музыку, воздушную, связанную с джазом, но не отягощенную ее канонами. Одними из первых, кто записался на ECM, стали Кит Джарретт, Томас Станко, Ян Гарбарек и Энрико Рава. Это лишь несколько имен.

У лейбла с длинным названием Edition of Contemporary Music тоже был свой «Альфред Лайон» в лице музыкального продюсера Манфреда Айхера (Manfred Eicher). Он начал издавать диски в период музыкального затишья, пока многие художники все еще работали над своими изысканными звуковыми полотнами.

Самый первый альбом на ECM вышел в 1969 году и ознаменовал успех лейбла

Free at Last - Mal Waldron

Им стал Free at Last американского пианиста Мэла Уолдрона. Некоторое время лейбл продолжал ориентироваться на джаз, однако спустя несколько лет ориентиры его изменились в сторону комбинирования импровизаций с мировой музыкой.

The Return (2003) by Andrey Zvyagintsev Фильм "Возвращение" ECM recordsЗа 27 лет существования лейбл стал востребованным не только в музыкальной индустрии, но и в кинематографе. Так в его стенах были записаны саундтреки к фильму Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003), лентам Жан-Люка Годара Nouvelle Vague (1990) и Histoire(s) du cinéma (1998). Это сотрудничество породило дальнейшую плодотворную совместную работу с кинорежиссерами. Некоторые заглавные треки их фильмов номинировались на «Оскар».

ECM records неоднократно становился обладателем престижных премий в номинации Лучший звукозаписывающий лейбл года:

  • 5 раз – по версии DownBeat (США)
  • 2 раза – по версии MIDEM, Marché International du Disque et de l’Edition Musicale (Франция)
  • 1 раз – JazzWeek Awards (США)
  • 1 раз – Jazz Journalists Association (США)

Перевод Виктории Мэлл.
Article «ECM Jazz» by C. Michael Bailey.