1 сентября 2015 года в Петербурге открылся Музей звука – уникальное по своей идейной тематике заведение и логическое продолжение работающей с 1999 года Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21). Главной экспозицией музея стали различные авторские музыкальные инструменты, графические партитуры и звуковая карта города. PR-директор музея Светлана Борисова рассказала JazzPeople немного об истории создания экспозиции.

Арт-пространство Музей звука

Воссоздать экспозицию приходилось практически с нуля. Многие годы музыканты-экспериментаторы нашего города в поисках иного звучания изобретали новые инструменты. С любовью и трепетом подошли сотрудники музея к оформлению всех экспонатов и общей акустики помещения. Рядом с каждым инструментом находятся наушники и небольшой экран с видео-демонстрацией исполнения музыкантов, а также с описанием предыстории создания. Главное отличие музея – это возможность, в буквальном смысле, прикоснуться к предметам искусства и сыграть на них. Посетитель легко проникнется духом новаторства автора.

Цель создания проекта – сохранение экспериментального музыкального наследия Петербурга и привлечение широкого круга людей.

На одной площадке с музеем находится сцена – здесь регулярно проходят концерты современной экспериментальной музыки, творческие встречи, лекции и мастер-классы. Музей звука выставляет редкие экспонаты, существующие в единственном экземпляре.

Утюгон

Muzey-Zvuka-3 JazzPeopleЧрезвычайно харизматичным, несущим даже историческую ценность явился инструмент «утюгон». Он же был, своего рода, аналоговым синтезатором, изобретенным в 1983 году петербургскими художниками Тимуром Новиковым и Иваном Сотниковым. Утюгон представляет собой небольшую столешницу с вставленными сбоку ножами, усилителем и свисающими чугунными утюгами на гитарных струнах. Надо заметить, что необычный звук, меняется наряду с изменением способа звукоизвлечения. На любом из предметов выставки можно играть как смычком, так и с помощью рук.

Это иллюстрация того, когда конструкторская мысль опережает композиторскую. Захотелось придумать для молодых поэтов какой-нибудь аккомпанемент в их литературных чтениях – комментирует Светлана.

Впрочем, как выяснилось в дальнейшем, инструмент не стал популярным в среде литераторов, но привлек внимание жаждущих перемен музыкантов того времени.

Пружины и сморгачка

Muzey-ZvukaИзобретателем данного творения был известный композитор и музыкант Николай Судник, сочиняющий музыку для различных кинофильмов и выставок.

Конструкция пружин крайне проста – две параллельно натянутые струны с пружинами разного диаметра. Извлекаемый звук можно смело назвать сюрреалистичным, напоминающим ураганный шум. Пружины вызывают вибрации, проходящие сквозь все тело. Сморгачка  – стиральная доска, при помощи которой был записан целый музыкальный альбом. Она – единственный экспонат в музее, который находится под стеклом. Имея сложную конструкцию, играть на ней сможет не каждый.

Потир

Muzey-Zvuka-5 JazzPeopleСоздатель инструмента Владимир Григ — художник, участник группы Melonoise. Проект активно представляет себя в формате инновационного искусства. Занимается препарацией музыкальных инструментов для расширения звуковой палитры и поиска нового звука. Звучание потира, состоящего из сосудов разных объемов и форм, напоминает звук тибетских поющих чаш, используемых при медитации и лечении в восточной культуре.

Пожалуй, самым колоритным инструментом выставки можно назвать конструкцию круглого синтезатора, напоминающего форму бабины киноленты. Каждый из дисков, прикрепленных к основе, имеет определенный звуковой узор, сочетая который можно добиться так называемого «рисованного звука». Инструмент был изобретен и запатентован советским изобретателем, музыковедом Евгением Шолпом в 1931 году.

«Инструмент синтезирует модулированные световые потоки, преобразуя их в звук. Для того, чтобы создавать фонограмму с партитуры композитора без участия исполнителя», – поясняет pr-директор центра.

Внимание посетителей привлекают также коллекция графических нотаций, висящие на стенах музея. Уделяя значительную долю графической записи столь необычных звуков, создатели музея подчеркивают важность теоретической части музыки. Светлана Борисова проводит небольшое введение в историю создания нотаций:

В 1968 году американский композитор, изобретатель Джон Кейдж – предпринял попытки записывать музыку графически и издал книгу, посвященную этой теме.

Звуковая карта Санкт-Петербурга

Музей звука разработал проект, посвященный городским звукам разных районов. «Карта является моим фаворитом! В XX-XXI веке музыканты начали воспринимать звук, как художественный материал, и как музыку воспринимать даже повседневные звуки. Наша карта в первую очередь, раскрывает такое понятие, как «звуковой ландшафт». Есть возможность послушать самобытную акустику Петербурга.

Музей звука – проект открытый, то есть любой желающий сможет добавить запись любимого места в городе на карту! Для этого нужно будет сделать аудиозапись в формате wav, длительностью не более 10 минут и прислать ее на электронный адрес проекта. Музей звука – единственная в Санкт-Петербурге экспозиция авторских музыкальных инструментов, звуковая карта города и сцена экспериментальной музыки.

Фотограф Алексей Павлов