– Наталия, с кем вы сейчас работаете? Есть ли у вас свой музыкальный коллектив?

– В данный момент я работаю в нескольких музыкальных проектах. В двух из них я являюсь солисткой и директором. Мои музыкальные коллективы – это Funk Corporation (проект с большим составом музыкантов, где мы играем мою авторскую музыку) и Postmodern Jazz Party (также большой состав музыкантов, винтажное музыкальное шоу, где мы поем с вокальным трио джаз и поп-хиты в джазовой обработке). 

Также я работаю в двух кавер-группах и джаз-бенде как приглашенный музыкант (певица и басистка). Недавно снималась в телешоу для 1 канала («Три аккорда», «Угадай мелодию»). Кроме того, я активно преподаю, и участвую в музыкальных конкурсах как член жюри. Работаю в государственном колледже МГКИ, веду много разных дисциплин у вокалистов и инструменталистов, готовлю студентов к ГОСам. У меня на данный момент около 70 студентов. Также я даю частные уроки и по вокалу, сольфеджио, гармонии, импровизации. Занимаюсь очно и онлайн, в том числе с учениками из разных стран. 

– Почему вы решили выпустить сразу два сингла в столь короткий срок?

– Я люблю иногда делать нестандартные вещи. Выпустить 2 сингла в 1 день…а почему бы нет? И для этого мной была выбрана символичная дата – 02/02/2022. 

А теперь предыстория. Мы начали записывать альбом авторской музыки в стиле фанк-фьюжн с моим проектом Funk Corporation в сентябре 2020. Процесс затянулся, и я решила пока выпускать то, что уже готово. Эта музыка уже «созрела». Я давно хотела ее записать и выпустить альбом. На наших живых концертах публике больше всего нравятся эти 2 песни – «Last Days of September» и «Station Groove». Люди под них всегда танцуют и поют со мной. Эти песни – самые знаковые в моем творчестве на данный момент. Работа над ними (сведение, мастеринг, графическое оформление обложек) шла параллельно, и обе песни были готовы одновременно. Мне было сложно выбрать, какую из них выпустить первой. И меня угнетала мысль о том, что нужно будет ждать какое-то время, чтобы после первого сингла выпустить второй…Честно говоря, я застряла, и принять решение было очень сложно. Время шло, и ситуация начала создавать во мне внутренне напряжение, напоминая «фрукт, который вот-вот перезреет». Тогда я задалась вопросом: «Зачем?». Я вспомнила фразу «Не можешь выбрать? Бери сразу всё.» Так я решила выпустить сразу оба сингла, и специально выбрала для этого дату, «визуализирующую» число «2».

Джазовая вокалистка Наталия Козлова
– Какова история этих двух песен? О чем вы в них рассказываете? 

– «Last Days of September» – это личная история, которая есть, пожалуй, у каждого из нас.  Она про летнее солнце, которое остывает в конце сентября, про чувства и истории, которые так же уходят, и превращаются в теплые воспоминания.

«Station Groove» – шуточная песня про поездки в метро в час-пик. Она пришлась по вкусу европейской публике, и ее live-версию крутили на французском радио Art District в июне 2020г. После чего мы уже окончательно решили приступить к записи альбома.

– Расскажите о вашей авторской музыке. В каком стиле будет ваш альбом?

– Моя авторская музыка очень многогранна. Я сочиняю песни, а также инструментальную музыку в разных стилях: джаз-фанк, фьюжн, регги, босса-нова, drum&bass, джаз-рок, поп. Альбом с Funk Corporation будет в стиле джаз-фанк-фьюжн. Но также там будут и композиции в стиле соул, регги, и много всего интересного. Узнаете, когда послушаете.

– Как происходит ваше взаимодействие с музыкантами в группе? Кто из музыкантов принимал участие в записи Вашей авторской музыки?

– Взаимодействие с музыкантами происходит на основе общих музыкальных интересов, а также я всегда стараюсь подкрепить это какой-то коммерческой составляющей. Все музыканты, которых я приглашаю в свои коллективы – это талантливые джазовые виртуозы, первоклассные исполнители и превосходные солисты. Я всегда стараюсь делать так, чтобы музыка, которую мы вместе играем, нравилась не только мне, но и музыкантам. И похоже, у меня это неплохо получается. Кроме того, я всегда стараюсь делать так, чтобы музыканты всегда получали не только удовольствие от нашей совместной работы, но деньги. Для меня важно уметь договариваться так, чтобы нам всем приятно было вместе работать.

Проект Funk Corporation был создан мной в 2014 году в соавторстве с пианистом Родионом Гоборовым. У меня было много песен и инструментальной музыки, и него также была хорошая авторская музыка. И мы много лет выступали с концертами, где играли исключительно нашу авторскую музыку, а затем добавили в репертуар и фанк-хиты, чтобы быть ближе к публике. 

Джазовая вокалистка Наталия Козлова

Наверняка многие подумают, что раз певица пишет песни, значит пианист пишет к ним всю музыку и аранжировки. Но в нашем случае это было вовсе не так. Все аранжировки и ноты к своим песням на весь состав музыкантов я пишу сама. Помимо вокала я владею несколькими музыкальными инструментами и музыкальной грамотой, умею писать партитуры и работать в нотных редакторах. Иногда бывало и так, что ноты к некоторым песням Родиона на весь состав также писала я, как бы это не было странно. Практически всеми организационными процессами в коллективе также занимаюсь я, стараясь создать максимально комфортные условия для совместной работы. Это довольно непросто, так как состав большой (8 человек). 

С моей авторской музыкой уже знакомы очень многие московские музыканты. В разные годы в нашем составе играли разные известные российские джазмены – Александр Довгополый, Павел Чекмаковский, Анатолий Осипов, Азат Баязитов, Макар Кашицын, Владимир Нестеренко, Антон Чекуров, Петр Ившин, Виктор Шестак, Алексей Полубабкин, Алексей Заволокин, Константин Кириленко, Антон Залетаев, Герман Аветисов, Александр Иванов, Дмитрий Власенко, Сергей Булавин, Антон Кузнецов, и многие другие. На то мы и «Корпорация». В 2021 году я, наконец, добавила в наш состав бэк-вокал. 

В записи моих песен «Last Days of September» и «Station Groove» принимали участие следующие музыканты: Родион Гоборов (клавишные), Павел Чекмаковский (гитара), Алексей Полубабкин(гитара), Антон Залетаев (флейта), Игорь Балабаев (альт- и тенор-саксофон), Макар Кашицын (альт-саксофон), Андрей Баталеев (альт-саксофон), Герман Аветисов (труба и флюгельгорн), Алексей Заволокин (бас), Константин Кириленко(бас), Александр Иванов (барабаны), Вартан Бабаян (перкуссии), Марина Виноградова (бэк-вокал), Наталья Шитова (бэк-вокал). 

Джазовая вокалистка Наталия Козлова
– Как проходил процесс записи вашей музыки? 

– Процесс записи шел долго. Поскольку музыкальный стиль моих песен требует определенного звучания и аранжировки, в записи принимало участие очень много музыкантов, и каждый трек писался «наложением» в несколько этапов: сначала записывали ритм-секцию, затем гитары и духовую секцию, затем основной вокал и бэк-вокал, а также перкуссии. С главными препятствиями я столкнулась на этапе сведения и мастеринга.

Самым сложным для меня был поиск грамотного человека, который имеет опыт работы в стиле фьюжн, и сможет грамотно свести записанный материал, сделать мастеринг и добиться нужного «саунда». Нужен был опытный профессионал. Я очень долго его искала, общалась даже со специалистами из разных стран. Переслушала много примеров работ, но мне ничего из них не нравилось.

Весной 2021г., благодаря советам коллег, я наконец, нашла нужного человека. Им оказался известный московский музыкант Евгений Шариков – аранжировщик и композитор с огромным музыкальным портфолио, музыкальный продюсер, который сотрудничает с западными музыкантами, а также является басистом группы «Арсенал» Алексея Козлова, лидером проекта «Vision of Sound». Благодаря его советам и предложениям мы переделали некоторые аранжировки, дописали инструменты и вокал в треки, а что-то вообще переписали заново. Евгений проделал огромную работу при сведении моих синглов, а также предложил сделать окончательное сведение и мастеринг с Андреем Левиным на студии Мосфильм.

Евгений Шариков и Андрей Левин сделали на студии Мосфильм итоговое сведение моих треков, а на мастеринг вообще был объявлен тендер: его сделали сразу несколько человек из команды Андрея, и затем мы с Андреем и Евгением совместно выбирали самую лучшую работу по звуку.

– Кто помогает вам с выпуском вашей музыки? Работаете ли вы с лейблами, или у вас есть продюсер?

– С лейблами я не сотрудничаю, но хотелось бы попробовать. Выпуском своей авторской  музыки пока занимаюсь сама. Что касается моего будущего альбома – во всех профессиональных вопросах я советуюсь и сотрудничаю с Евгением Шариковым.

– Кто помогает вам писать тексты песен и аранжировки?

– Музыку, тексты, аранжировки, партии и ноты для музыкантов (за исключением их соло, так как это импровизация) я пишу сама. В некоторых случаях советуюсь с коллегами в плане музыкальной формы, когда речь идет о разных форматах.

Есть большая разница между концертными версиями песен, где важна живая энергетика, и студийными версиями, которые должны подходить под радио-формат. Мы с ребятами любим «расширять форму» песен на живых выступлениях, чтобы можно было свободно импровизировать играть соло столько, сколько длится «полет музыкальной мысли».

Ещё я люблю общаться с публикой во время исполнения, вместе петь и танцевать, что тоже влияет на форму и продолжительность композиций. Поэтому у меня есть концертные версии песен с расширенной формой, и студийные версии, которые подходят под «радио-формат». 

– Где вы черпаете вдохновение для своей музыки?

– Моя музыка – это мои чувства и эмоции, которые я сама получаю, а затем транслирую. Это истории, которые я хочу рассказать. Мои источники вдохновения – музыка других исполнителей, путешествия, общение с людьми, а также разные личные истории. Больше всего вдохновляет, конечно, сама музыка, которой я слушаю очень много, а также игра на музыкальных инструментах.

Меня вдохновляет сам процесс: я сажусь за фортепиано или рояль, и просто начинаю что-то играть. Слушаю звучание аккордов, резонанс инструмента…и вот уже как будто сам инструмент ведет меня куда-то, и получаются красивые гармонии с мелодией. С бас-гитарой так же. Я начинаю слушать, как звучит тело инструмента, и просто с ходу придумываю риффы. Затем под них подбираю барабанный рисунок. Меня вдохновляет сам процесс. 

– Какими музыкальными инструментами вы владеете? Что помогает вам в написании аранжировок для своих композиций?

– Вокал, бас-гитара, фортепиано, гитара, саксофон. Бывает и так, что мне просто снятся новые песни, либо внезапно начинают звучать в моей голове. У каждой песни есть какая-то «отправная точка».  – мелодия, аккорды, риффы, барабанные партии. Иногда это мелодия с текстом, а иногда и целая аранжировка со всеми инструментами. Остается только сесть и выписать все на ноты. Что помогает в написании песен – владение музыкальной грамотой и несколькими музыкальными инструментами, диктофон и нотная тетрадь. Когда я сочиняю что-то, я сразу записываю всё на диктофон и в нотах. Конечную аранжировку, партитуру и ноты для музыкантов пишу на компьютере в нотном редакторе (Finale).

Джазовая вокалистка Наталия Козлова
– Чье творчество, музыка являются для вас источником вдохновения?

Безусловно, мои кумиры – это западные гиганты джаза, фанка, фьюжн и поп-музыки. Их очень много. Я слушаю много джазовой музыки 20 века, в том числе очень старый джаз. Часто слушаю разных джазовых вокалистов, но больше люблю все таки инструментальную музыку, в том числе классическую.

Пожалуй, сейчас мои основные источники вдохновения – Chick Corea, Herbie Hancock, Miles Davis, MichaelBrecker, Dave Weckl, Chris Potter, Josh Redman, John Scofield, Kenny Garrett, Pat Metheny, Robert Glasper, BranfordMarsalis. Из вокальной музыки –  Kurt Elling, Jamiroquai, Incognito, Earth,Wind&Fire, Michael Jackson, BobbyMcFerrin, Ledisi, Lalah Hathaway, Chaka Khan, Thundercat, а также европейский Contemporary Jazz, музыканты ECM Records и Blue Note Records. Еще в последнее время часто слушаю Kirk Franklin, Tom Mish, Jordan Rakei, Moonchild, релизы Blue Note.

– Какие у вас ближайшие творческие планы? Гастроли, альбомы, концерты и прочее…

– В планах на этот год у меня выпуск сольного альбома, сочинение новых песен в разных стилях (в последнее время меня интересует хип-хоп, chill, кантри). В ноябре планирую гастроли в Армению со своим проектом, там будет джазовый фестиваль, на котором нас пригласили выступить. Также у меня в ближайших планах выступления на европейских джазовых фестивалях и сотрудничество с радиостанциями.

– Как изменилась ваша концертная деятельность за прошедшие два года с 2019-го? Возможно вы нашли новые форматы для работы с публикой? Интересные и креативные методы самовыражения.

– В связи с эпидемиологической ситуацией в мире моя монцертная деятельность пострадала так же, как и у всех музыкантов. Многие концерты и гастроли отменились из-за ограничений и локдаунов. Но я использовала это время для того, чтобы заняться студийной работой и записать свою музыку, а также освоить форматы работы онлайн – прямые эфиры и трансляции, конференции по Zoom, уроки по Skype, и так далее.

– Как вы считаете, что самое главное в вашем творчестве?

– Главное – это искренность и яркая музыкальная энергетика, а также я очень хочу, чтобы моя музыка была понятной людям, вызывала у них радость и дарила эмоции. Даже если мои песни имеют сложную форму и гармонию, переменные размеры и сложные импровизации, я всегда стараюсь следить за тем, чтобы как-то это сбалансировать. Очень хочется, чтобы моя музыка была близкой и понятной не только музыкантам, с которыми я ее исполняю, но и людям, для которых я ее исполняю. Надеюсь, вам понравится моя музыка!

Джазовая вокалистка Наталия Козлова
– Как вы считаете, сложно ли джазовым исполнителям реализоваться и популяризировать свое творчество в России?

– Я считаю, что успешной реализации музыкантов в России, в первую очередь, должна способствовать музыкальная и социальная среда. Чем более популярной будет джазовая музыка в России, чем больше будет фестивалей, чем чаще в общественных СМИ будут говорить о джазе, тем больше шансов у джазовых исполнителей быть услышанными широкой аудиторией. Поскольку пока джазовая аудитория в России довольно маленькая, и эту музыку слушают только в крупных городах, то успешно реализоваться (имею в виду коммерческий успех) и популяризировать свое творчество за пределами этих самых городов является для музыкантов довольно непростой задачей. Тем не менее, я считаю,  что благодаря общей тенденции развития и популяризации джазовой музыки в российском социуме (джаз играет в как фоновая музыка в отелях, кафе и ресторанах, парках и общественных местах, открываются новые джаз-клубы и музыкальные площадки, появляются новые молодые и очень перспективные исполнители, организуются международные джазовые фестивали и конкурсы), российские джазовые исполнители в ближайшем будущем могут рассчитывать, как минимум, на расширение своей аудитории.

И конечно, чтобы добиться успеха в России, же не стоит недооценивать сотрудничество с европейскими и американскими музыкантами, лейблами, радио, выступать на зарубежных фестивалях и принимать участие в международных конкурсах. Благодаря этому можно повысить свой рейтинг, как артиста,  и привлечь к своему творчеству внимание российских слушателей. Главное – быть активным и не сидеть на одном месте.

– Что бы вы посоветовали начинающим джазовым музыкантам, которые пишут авторскую музыку? 

– Я советую слушать как можно больше американской и европейской джазовой музыки, и впитывать в себя как можно больше музыкальной информации. Следить за современными музыкальными тенденциями, слушать новые релизы популярных американских джазовых исполнителей. Еще я советую четко для себя определить, на какую именно аудиторию рассчитано ваше творчество (российскую или зарубежную), и стараться исходить из этого, если вы хотите быть услышанными. Важно, чтобы ваша музыка была искренней и понятной людям, для которых вы ее сочиняете. Слушатели разных стран имеют свои музыкальные вкусы и предпочтения, свою специфику. 

Также я считаю, что для любого исполнителя очень важно быть активным и всегда стараться быть на виду, не сидеть на одном месте, постоянно развиваться и выступать, делать что-то новое, пробовать внедрять в свое творчество разные новшества. Никогда не ограничивайте себя в своем музыкальном творчестве, обязательно верьте в свою музыку и свой успех! Помните: для человека с талантом и трудолюбием не существует преград.

Читайте также: Интервью с Пашей Канторовым