Участник коллектива Tango Orchestra Misterioso Анатолий Сафонов, исполнитель на бандонеоне, рассказал в интервью JazzPeople, как создаются новые музыкальные программы, что ждет зрителей на концерте 3 мая в «Союзе композиторов» в Москве и об отношении к написанию авторской музыки и аранжированию нестареющей джазовой классики.
– Биг–бэнд носит название Tango Orchestra Misterioso. Почему страсть именно к аргентинской музыке стала основой для образования коллектива?
– Все началось с того, что, еще будучи студентом, я познакомился с музыкой Астора Пьяццоллы. Тогда я еще занимался по классу классической гитары и в процессе обучения начал играть аргентинское танго и милонги. Меня моментально увлекли ритмы и гармонии именно этого направления. Я чувствовал, что это то, что нужно, то, что ко мне ближе по духу. Несмотря на то, что по национальности нас разделяют континенты, это музыка нам очень близка. Я лично знаю много аргентинских музыкантов, моих коллег – они ничем не отличаются от нас – так же любят красивых женщин, хорошее вино, также веселятся и грустят.

В 2007 году я собрал своих однокурсников, придумал название для коллектива Misterioso – это термин можно определить, как «волшебный» или «таинственный». На тот момент коллектив состоял из гитары, скрипки, баяна, фортепиано и контрабаса, до сих пор с этими ребятами мы продолжаем играть вместе.
В 2009 году судьба меня связала с моим основным инструментом – бандонеоном. С тех пор я безвозвратно попал в волшебный мир танго.
– На концерте 3 мая коллектив выступит в расширенном составе Tipica. Интересно узнать об этом подробнее, в чем отличия от стандартного состава?
– Это действительно редкое для наших широт событие. Конечно, основным акцентом является бандонеон, а на концерте их будет аж 4 инструмента (разных лет и производителей)! В концерте примут участие мои друзья-коллеги – мастера по исполнению аргентинского танго, настоящие тангерос. На наших концертах мы стремимся соответствовать аутентичности, добиваться именно того «фирменного» звучания танго, каким оно трепетно исполняется в Аргентине.
В Буэнос-Айресе танго играют на каждом шагу и в разных составах, но основной «традиционный» так называемый состав Orquesta Tipica состоит из трех бандонеонов (иногда больше), трех скрипок, виолончели, рояля и контрабаса. Именно таким составом исполняются легендарные танго «Золотого времени Танго», именно в таком виде можно полностью прочувствовать всю мощь, накал, взрывную страсть и ярость этой музыки!

– Насколько важную роль, на ваш взгляд, играет включение в музыкальный состав не типичных для джаза инструментов? Например, бандонеонов. Или может, наоборот, такие инструменты уже не являются новинкой в импровизации?
– Танго и джаз – для меня это почти одно и то же. Эти направления существуют недалеко друг от друга. Танго впитывает в себя разные стили от панк-рока до классической интерпретации, оно живет во всех направлениях стилях и эпохах. Зачастую от традиционного танго остается только один ритм. Этот мир не имеет границ. Мы в нашем коллективе все с высшим классическим музыкальным образованием, но играем абсолютно везде, почти все и для всех! За нашу творческую деятельность мы уже много где и с кем сотрудничали.
Что касается бандонеона – это действительно уникальный инструмент со своей непростой судьбой. Впервые появился он в Германии и был первоначально заменой для органа в бедных католических церквях, затем эмигрантами был завезен в Аргентину, где и нашел свое истинное призвание и стал считаться национальном инструментом, хотя и начал свой путь с портовых борделей Буэнос-Айреса.

Про бандонеон говорят: «Немецкий инструмент, с великой аргентинской судьбой». В России этот музыкальный инструмент не очень распространён, исполнителей на нем можно посчитать по пальцам. Хотя бандонеон есть и у нашего президента – ему его подарила президент Аргентины, так что его можно считать моим коллегой.
– Почти каждый концерт – это новая уникальная программа для ваших слушателей. Расскажите, как зачастую приходят идеи для будущих выступлений?
– На всех наших концертах мы всегда стараемся сделать что-то новое, приглашаем к сотрудничеству других музыкантов, вокалистов, актеров, постоянно сотрудничаем с танцорами, стараемся удивить наших слушателей.
Например, для концерта 3 мая по мимо основной программы, мы исполним премьеру танго Астора Пьяццоллы Luna, написанного для двух бандонеонов, виолончели, электрогитары, рояля и контрабаса.
Это действительно будет российская премьера – не просто было найти эти ноты, попали они к нам совершенно случайно, и опять же сложно найти для исполнения сразу два бандонеона.
В целом все мы очень творческие личности, из нас идеи просто льются водопадом – не хватит всего отведённого нам времени и целого мира будет тоже мало.

– По личным музыкальным ощущениям, вам больше нравится исполнять авторскую музыку или писать аранжировки на известные джазовые стандарты? Где больше можно раскрыть себя?
– Я считаю, что каждый исполнитель всегда сам – композитор, не важно играет он свое собственное сочинение или какое-то известное произведение. У музыкантов это как проклятие, если художник или писатель может как-то переделать то, что он хочет донести, то здесь все сразу – как ты это преподнесешь – так это и воспримут. Каждый раз сам становишься композитором.
«Если будут исполнять мою музыку так же, как я – это хуже для них же», – говорил Астор Пьяццолла.

Наверное, поэтому у него в нотах часто написаны только гармонии и подпись, что здесь начинаем импровизировать.Однако не нужно забывать и отходить от того, что все же нужно выдерживать в рамках правил, соблюдать ритм, каноны, стилистику, жанр. Хотя Iggy Pop в манере Piazzolla тоже может хорошо прозвучать, смотря как его исполнить.