Касаясь важнейшей темы музыкального джазового образования, многие сталкиваются с целым рядом противоречий. Разобрались в плюсах и минусах российского и зарубежного джазового образования и выявили их основные различия двое известных музыкальных деятелей. Мыслями о педагогических подходах в джазе поделились российско-американский музыкант, преподаватель и автор собственной школы музыки Валерий Белинов и московский гитарист и педагог Никита Болдырев.

ВАЛЕРИЙ БЕЛИНОВ

Джазовое образование: плюсы и минусы методик JazzPeopleВыдающийся музыкант, мульти-инструменталист, композитор и педагог Валерий Белинов является создателем новой методики музыкального образования и автором школы импровизации «Гармония блюза». Создатель и участник нескольких профессиональных музыкальных коллективов мирового класса.

Многие из его учеников сегодня являются ведущими музыкантами в стране. Будучи приглашенным в Нью-Йорк, Валерий инициировал большое количество исследований и проектов, воплотивших формат новой музыки, привлекший целый ряд легендарных музыкантов и молодых, талантливых исполнителей. Концертируя по миру на престижных сценах и, периодически по России, Белинов продолжает привлекать все новых активных последователей своего метода делая упор на образование: детей «с нуля» как и подростков с ещё неиспорченным вкусом и, взрослых, имевших в детстве мечту, которую не удалось убить систематическим музыкальными занятиями традиционными схемами.

– Как музыкант могли бы вы отметить главные преимущества и недостатки использования зарубежной джазовой школы для обучения российских учеников?

– Все зависит от того, как она воспринимается. Любая школа под руководством опытного учителя полезна. Без практики в реальных условиях занятия дадут неполноценный результат.

– По вашему мнению, каковы главные отличия российской и западной джазовой учебной литературы?

– Помимо специальной литературы, в иностранном опыте преподавания используется интернет в полной мере: наличие специальных обучающих сайтов, где онлайн преподают квалифицированные педагоги. Причем выбор очень широкий – и это дополнительный плюс.

С детским образованием дела обстоят гораздо хуже и на западе, и на востоке. В прикладном смысле, на западе более современный уклон в сторону джаза, рока и блюза. На востоке более популярен классический метод преподавания.

Перспективы развития образования

В обоих случаях было бы желательно появление новых концепций и практик в образовании и пособий. Они являются результатом многолетней и успешной педагогической практики и созданы с учетом психологии освоения и стимуляции творческих центров обучающихся.

Определенные упражнения должны быть построены таким образом, чтобы усилить взаимодействие с подсознанием и важными центрами сознания, вырабатывая желание продолжать занятия и не останавливаться на достигнутом.

НИКИТА БОЛДЫРЕВ

Никита Болдырев - О педагогических подходах в джазе JazzPeople

Никита Болдырев – московский музыкант, лауреат множества как российских, так и международных музыкальных конкурсов, преподаватель в Гитарном колледже Guitar College Moscow. Никита являлся частым победителем не только в классических, но и в джазовых номинациях музыкальных конкурсов.

Успех Болдырева как музыканта был отражен не только в его живых выступлениях – он попал в «Книгу рекордов Гиннесса» в 2001 году. Достижение гитариста было зафиксировано с формулировкой «установивший мировой рекорд по скорости освоения гитарного репертуара».

Инструменталист часто выступает в России и за ее пределами, в числе зарубежных стран: Польша, Австрия, Сербия, Украина и Белоруссия.


Как делать знаменитое вибрато на гитаре Би Би Кинга


– Что на ваш взгляд является первостепенным для отечественной педагогики?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы вспомнить слова выдающегося джазового педагога Николая Михайловича Головни:

К мастерству есть множество путей, и не важно, которым вы пойдете.

Вспоминая выдающихся педагогов, невольно соглашаешься с великим датским режиссером Ларсом фон Триером, который признался, что не верит в школьную систему, а верит в систему мастерских.

Какими бы грамотными, умными и талантливо сделанными ни были учебные пособия, они в достаточной степени беспомощны при отсутствии достойного комментатора. Это особенно важно в нашей системе образования, так как у нас пока что нет специализированных отделений по различным джазовым направлениям.

То есть, не важно, в каком направлении видит себя студент: мейнстрим, фьюжн, рок или, может быть, джипси-джаз, он всё равно попадает на джазовое отделение, возможно, к одному и тому же педагогу.

В данном раскладе эрудиция, кругозор, гибкость и мудрость педагога имеют самое принципиальное значение. Все это, конечно, наводит на размышления о том, что статус джаза очевидно занижен в нашей образовательной системе. Что же касается литературы, то конечно, использование западных учебников – это один большой плюс и, можно сказать, просто необходимость!

В качестве минуса отечественной литературы можно назвать нехватку не мейнстримовых направлений. Есть темы, на которые вообще никто ничего не писал, и они давно уже актуальны. А ведь у нас есть музыканты, которые могли бы первыми раскрыть многие вопросы. Но это уже немного другая тема.

Разговоры про методы обучения, способы донесения информации и подачи материала, безусловно, важны, но на данном этапе, на мой взгляд, намного важнее, чтобы действующие методики функционировали более качественно, и здесь я опять возвращаюсь к теме статуса джаза. По моим ощущениям, главная проблема именно в этом.

Беседовала Дарина Осташева

Мнение об учебной литературе

В целом наши пособия не уступают западным (сужу прежде всего по своей гитарной теме, но и не только). Не могу не отметить таких авторов, как Юрий Маркин, Евгений Гречищев, Юрий Щеткин, Алексей Бадьянов, Сергей Попов и многих других достойнейших авторов.