Пит Фонтейн (Pete Fountain) – знаменитый американский кларнетист, который вывел традиционный джаз своего родного города Нового Орлеана на новый уровень. Великий джазмен скончался в августе 2016 года, оставив после себя ценное музыкальное наследие.

Пит Фонтейн и «показания к музыке»Пит Фонтейн: легенда Нового Орлеана | JazzPeople

Фонтейн был «опорой» музыкальной сцены в Новом Орлеане более 60-и лет, принимая непосредственное участие как в фестивалях, так и в организации многих творческих проектов. Его знаменитый Диксиленд стал известен далеко за пределами родного города, особенно после появления на передаче The Lawrence Welk Show в 1957 году.

Питер Дьюи Фонтейн младший появился на свет 3 июля 1930 года. С раннего детства мальчик приобщался к джазовой культуре, став частью небольшого музыкального коллектива города. Вдохновленный творчеством инструменталистов Бенни Гудмана и Ирвинга Фазолы Пит начал учиться играть на кларнете. Любопытно, что помимо музыкальной составляющей, на выбор дела его жизни повлиял медицинский диагноз. Личный врач Фонтейна рекомендовал ему освоить духовой инструмент, чтобы укрепить слабые легкие.

Впервые взяв в руки кларнет в 12 лет, Пит Фонтейн быстро добился хорошего исполнительского уровня, а уже в подростковом возрасте выступал в клубах на Бурбон-стрит. Музыка настолько покорила юношу, что впоследствии сам музыкант вспоминал об этом времени:

Когда я был в старших классах, мой учитель истории спросил меня – почему я перестал внимательно учиться? Я ответил, что я был слишком занят, играя на кларнете каждую ночь. Когда я сказал ему, что зарабатываю около 125 долларов в неделю, учитель промолвил, что это гораздо больше его заработка, и посоветовал мне играть полный рабочий день. Я предполагаю, что я стал профессионалом именно с этого момента.

В 1950 году после небольшого успеха в качестве аккомпаниатора Пит Фонтейн сформировал свою собственную группу Basin Street Six с трубачом Джорджем Жираром. Как рассказывал сам кларнетист, в группе они много дурачились, но все же большую часть времени играли хорошую музыку.

Коллектив распался в 1954 году, после чего Пит недолго работал в ансамбле Dukes of Dixieland в Чикаго, прежде чем объединился с трубачом Алом Хиртом. Совместными усилиями двое музыкантов создали группу, которая успешно выступала в известном новоорлеанском ночном клубе Dan Levy’s Pier 600.


Читайте детектив о джазе, сексе, убийствах и трудных временах Нового Орлеана – книга «Джаз. Великая история империи греха и порока»


Жизненные переменыПит Фонтейн: легенда Нового Орлеана | JazzPeople

Талант Фонтейна был замечен одним из лос-анджелесских музыкальных агентов в 1957 году, и кларнетист был приглашен выступать на телешоу ABC. Вскоре Пит переехал в Лос-Анджелес, но вернулся домой спустя всего 2 года. Это был единственный раз в жизни, когда Пит Фонтейн покинул Новый Орлеан на значительный срок.

Во время жизни в Лос-Анджелесе джазмен заключил контракт со звукозаписывающей компанией Coral Records. Большинство его альбомов для этого лейбла по стилю были ближе к инструментальной поп-музыке, чем к традиционному джазу, но при этом критики были впечатлены и продажи записей были высокими.

В 1960 году, вскоре после возвращения в Новый Орлеан, Фонтейн купил местный ночной клуб French Quarter Inn и начал выступать там и приглашать других музыкантов. По прошествии восьми лет кларнетист открыл еще одно заведение – Pete’s Place. Его клуб переехал в «Новый Орлеан Хилтон» в 1977 году, который в настоящее время называется Hilton New Orleans Riverside. К сожалению, число туристов, посещающих Новый Орлеан, резко сократилось после атак 11 сентября 2001 года, и работу клуба пришлось приостановить.

Дальнейшие перемены в судьбе музыканта были печальны. После природного катаклизма – урагана «Катрина» в 2005 году – один из домов музыканта очень пострадал, а второй был разрушен. Фонтейн потерял большую часть своего имущества и в течение следующего года ему приходилось переезжать около 8 раз.

Ураган повлиял и на самочувствие самого музыканта: он был доставлен в больницу с жалобами на головокружение и другими симптомами. Позже Пит заявил в интервью, что врачи не смогли найти физических причин недомогания, и сам Фонтейн посчитал, что его «болезнь» произошла от депрессии.

Вскоре после этого у него случился сердечный приступ, но даже перенесенная операция не помешала джазмену вновь выступить на фестивале джазового наследия. Но опасаясь за здоровье музыканта, его врач находился за кулисами во время выступления Пита. Несмотря на продолжающиеся проблемы со здоровьем, кларнетист оставался оплотом этого фестиваля до 2013 года.

Впрочем участие Фонтейна в фестивале 2013 года стало его «лебединой песней». Незадолго до начала следующего мероприятия инструменталист сообщил об окончании концертной деятельности.