В издательстве Чикагского университета вышла книга Пола Стейнбека Message to Our Folks: The Art Ensemble of Chicago. Труд повествует об одном из самых значительных коллективов авангардного джаза 70-80-х и главном проекте Ассоциации в поддержку творческих музыкантов (AACM).
Message to Our Folks: The Art Ensemble of Chicago
Art Ensemble of Chicago занимает исключительную нишу в американском музыкальном пейзаже благодаря творческой дерзости. Невероятный саунд удачно сочетает авангард с традиционными формами джаза и другими направлениями музыки.
В 1969 году в Париже музыканты впервые предстали перед публикой как Art Ensemble of Chicago.
Философская и эстетическая подоплека, а так же виртуозная техника игры участников коллектива обеспечили группе особое место в мире музыки. Добавьте к этому яркое театрализованное представление, в которое превращал бэнд свои концерты.
История коллектива берет начало в 1961 году, когда в чикагском Саутсайде встретились – Мэлэкай Фэйворс (бас), Джозеф Джарман (саксофон) и Роско Митчелл (саксофон) – в недавнем прошлом солдаты американской армии, а ныне студенты колледжа Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Junior College).
Art Ensemble of Chicago собирались в подвале дома пианиста Мухала Ричарда Абрамса
Под руководством профессора Ричарда Ванга парни постигали каноны европейской классики и совершенствовались в джазе. Вечерами они частенько посещали репетиции, которые устраивал в подвале своего дома пианист Мухал Ричард Абрамс – тот самый, что стоял у истоков создания AACM.
Альбом Sound стал знаковым документом эпохи
Там они оттачивали технику владения инструментами и развивали творческую гибкость, которые были так необходимы для воплощения сложных, стилистически многогранных партитур Абрамса. В его сочинениях смешиваются элементы серийной музыки, атональность, африканские и другие этнические мотивы.
В середине 60-х Митчелл и Фэйворс, к которым примкнул недавно прибывший в Чикаго трубач Лестер Боуи, создают Roscoe Mitchell Sextet. Новым составом они записывают пластинку Sound для лейбла Delmark, ставшую знаковым документом эпохи и открывшим новые пути для свободной импровизации.
В августе следующего года к трио присоединяется Джарман, в то время выступавший с Джоном Кейджем в заведениях Чикаго с перфомансами. Эти представления включали в себя поэтические чтения, танцевальные номера и театральные хэппенинги в стиле «флуксус».
В таком составе – Митчелл, Боуи, Фэйворс и Джарман – они записывают Numbers 1&2, вышедший на лейбле Nessa, как диск Лестера Боуи.
Джарман, после кончины близких друзей и коллег пианиста Кристофера Гэдди и басиста Чарлза Кларка, решил сосредоточиться на работе в новом коллективе.
Интервью с создателем фильма о Джоне Колтрейне
Выступления в местных клубах были довольно редкими и квартет решил попробовать счастья в Европе. В июне 1969 года музыканты отправились во Францию, где впервые предстали перед публикой как Art Ensemble of Chicago.
Фрэнк Заппа: Великий провокатор
В Париже к ним присоединился барабанщик Фамуду Дон Мойе и квартет трансформировался в квинтет. В течение следующих двух лет Art Ensemble of Chicago интенсивно гастролировал и записывался, выпустив 15 альбомов.
На протяжении почти четверти века коллектив, приобретший мировую известность, сохранял свой основной состав. В 1993 году Джарман отправился в бессрочный отпуск, вернувшись в группу лишь в 1999 году, после смерти Лестера Боуи.
За 1969 и 1970 годы Art Ensemble of Chicago выпустили 15 альбомов
История AEC – благодатный материал для творческой биографии и Пол Стейнбек прекрасно справляется с задачей, прослеживая метаморфозы, происходившие с этим союзом на протяжении нескольких десятилетий. Стейнбек хорошо владеет предметом и это не удивительно – степень доктора философии он получал в Колумбийском Университете под руководством профессора Джорджа Льюиса, автора солидного исследования по истории Ассоциации в поддержку творческих музыкантов, в которой начинался творческий путь квинтета («A Power Stronger Than Itself»).
Получивший доступ к архивам AEC и полную поддержку от ныне живущих участников квинтета Джармана, Митчелла и Мойе, Стейнбек дополнил исследование Льюиса психологически точными портретами каждого из героев AEC и облек свое повествование в яркую и образную форму.
Рекомендуем: Алексей Козлов – Глашатай авангардного джаза в СССР
Перевод Эллы Веселковой: Message to Our Folks: The Art Ensemble of Chicago by Paul Steinbeck.