Валерий Ровинский Chapman StickВалерий прекрасно владеет разными струнными музыкальными инструментами, в числе которых бас-гитара, контрабас и… Chapman Stick! Что это такое, как он звучит и какую технику игры лучше использовать, с особым трепетом рассказал JazzPeople петербургский музыкант Валерий Ровинский! В составе квартета AcouStick исполнителей на нетипичных для джаза инструментов – кахоне, губной гармошке и скрипке – Валерий выступит в «Порт Артуре».

– Валерий, нашим читателям будет интересно узнать немного подробнее о вашем музыкальном инструменте Chapman Stick.

– Chapman Stick – инструмент необычный и стоящий особняком в ряду как традиционных, так и экзотических музыкальных инструментов. С одной стороны, можно увидеть его сходство с такими всем известными и широко распространенными инструментами, как гитара, бас-гитара и клавишные, с другой, в нем так причудливо сочетаются методы звукоизвлечения, приемы игры и фактура звучания – как традиционные, так и новаторские – что становится ясно, что Chapman Stick уготована роль значительно большая, чем множеству существующих инструментов, и уж точно более значительная, нежели та, которую он играет сейчас. Я уже не говорю про Россию, где Chapman Stick вообще практически никому не знаком. А познакомиться точно стоит.

Chapman Stick
Изобретатель, давший инструменту свое имя, Эммет Чэпмен, считает 1969 годом рождения инструмента и метода двуручного тэппинга – основного приема игры на нем.

Эта техника, нередко используемая гитаристами в случае Chapman Stick, дарит исполнителю богатейшие полифонические возможности, позволяет играть одновременно мелодию и аккомпанемент, исполнять басовую партию и при этом вести голоса в верхнем регистре. Наряду с широчайшим диапазоном – 5-6 октав в зависимости от строя – и возможностью использовать весь спектр электрогитарных обработок и примочек, включая midi, присутствует определенная мобильность, поскольку инструмент не очень тяжелый и не ограничивает передвижение музыканта по сцене. Можно сказать, что перед стикистом открываются бесконечные миры, и единственное, что ограничивает его – это уровень владения инструментом!

Chapman Stick уготована более значительная роль

– Как вы решили играть на Chapman Stick? И почему выбор пал именно на этот инструмент?

– Лично я познакомился с Chapman Stick достаточно случайно, хотя знал о нем давно, поскольку на нем играл басист Тони Левин в нескольких альбомах одной из моих любимых групп – King Crimson. Но сам я исключительно по необходимости пришел к мысли играть одновременно бас и мелодию. Однажды с группой, в которой я играл на бас-гитаре, мы поехали загород выступать на какой-то вечеринке. Флейтист не смог приехать на концерт, и так получилось, что кроме меня некому было играть мелодии и соло. В результате все прозвучало как концерт для бас-гитары с оркестром! Тогда мне и пришла мысль, как бы сделать так, чтобы не жертвуя басом, играть параллельно что-то еще. Следующим шагом было вспомнить, что такой инструмент уже есть, но дальше было несколько лет, приведших меня к понимаю того, что именно мне нужно, поиск строя, обучение и освоение звука Chapman Stick. И процесс еще очень даже не закончен!

AcouStick - Chapman Stick
Лина Колесник, Антон Филатов и Валерий Ровинский
– Мы знаем, что вы приготовили необычную программу для концерта 23 июня в «Порт-Артуре». Почему вы решили выбрать такой необычный состав инструментов?

– Мы будем играть довольно разнообразную программу, тем самым я хочу показать возможности своего инструмента. Он действительно позволяет играть и сольно, и с бэндом, излагать мелодию и вести аккомпанемент, а список жанров, в которых может звучать Chapman Stick, невероятно разнообразен! Мы объединили все под знаком джаза, поскольку на концерте будет большая доля импровизации, но будет звучать и рок, и фанк, и свинг, и классика, и поп, и, возможно, что-то из старинной музыки.

изюминка именно в том, на чем исполняется музыка

Ну, а чтобы полностью погрузить в размышления слушателей, весь состав инструментов будет необычным: губная гармошка, кахон, скрипка и Chapman Stick. На самом деле, основная задача – играть на наших инструментах не экспериментальную, а как раз совершенно человеческую, привычную музыку, которую все привыкли слышать. Но изюминка именно в том, на чем исполняется музыка. И конечно, мои коллеги – Максим Некрасов, Лина Колесник и Макс Агнаев – владеют своими инструментами на таком уровне, что каждый концерт, который я играю с ними – огромный заряд и стимул для занятий на моем, потенциально очень богатом, инструменте.

AcouStick Chapman Stick
Максим Некрасов, Анна Суворова и Валерий Ровинский
– Как вы думаете, насколько нетипичные для джаза инструменты могут развиться в этом жанре в России? У каких слушателей они могут быть особенно популярными? 

– Я со своим инструментом, и ребята со своими, какими бы нетипичными или необычными они ни были, играем в тех же форматах, что и все другие музыканты Петербурга, играем концерты в клубах, выступаем на вечеринках и различных других праздничных мероприятиях. Наверное, такого понятия как «свой слушатель» у меня еще нет, но люди, любящие музыку как таковую, наверняка найдут на нашем концерте что-то для себя, то, что их удивит, или порадует, или вдохновит.