Интервью с музыкантами питерского джаз-бэнда, переселившего «стилягу из Москвы» в Нью-Йорк, записал Юрий Нуреев, автор «СиаПресс».

«Кавер-версия песни «Вася» в исполнении группы Newlux вернула мне веру в человечество», – одной этой фразы со страницы Евгения Хавтана ВКонтакте хватило, чтобы мне как большому поклоннику ансамбля «Браво» тут же пуститься на поиски трека, который восхитил артиста, обычно сдержанного в оценках местной поп-культуры.

«Ребята из Newlux сделали её в звуке 40-50-х годов, то есть так, как бы её спел Тони Беннетт или Фрэнк Синатра, и именно так она звучала в моей голове, когда я её сочинил, – продолжает интриговать Хавтан. – Если им понадобится аккомпанирующий гитарист-энтузиаст джаза, я всегда готов к ним присоединиться».

Найти песню не составило труда, несмотря на то, что место стильного москвича Васи занял Джонни, денди из Нью-Йорка. Группа Newlux из Питера как раз выпустила двухпесенный сингл, на который, помимо интерпретации «бравовского» золотого наследия, вошла и первая авторская вещь коллектива – Angel.

Послушав сингл раз пять (или семнадцать – точно не помню), я решил связаться с участниками Newlux и задать им несколько вопросов.

– Newlux – молодой коллектив, но участники – профессиональные музыканты, некоторые играли в известных группах. Расскажите, пожалуйста, с чего началась история группы.

Алексей Орлов, аккордеон: Все участники Newlux (за исключением барабанщика Кирилла Кириченко, присоединившегося к нам в прошлом году) знакомы более десяти лет, но первое совместное творчество началось в 2011 году, с легкой руки экс-солиста группы «Фрукты» Ашота, который собирал для себя новый коллектив. Этот проект так и не получил жизни и, отыграв всего пару выступлений, перестал существовать. Мы продолжили совместное творчество без Ашота, а место вокалиста занял Никита Баринов.

На тот момент состав был такой: Никита Баринов – вокал, саксофон, Сергей Вырвич – контрабас, Алексей Орлов – аккордеон, Александр Шерстнев – гитара. Отыграв в таком виде несколько выступлений в клубе «Пурга», мы решили делать более интересные аранжировки в джазовом стиле. В феврале 2012 в этом же составе группа начала свои выступления с джазовой программой уже под названием Newlux.

– Учитывая «тяжелое рокерское» прошлое участников коллектива (скажем, Сергей Вырвич был замечен в бутусовском «Ю-Питере»), в дальнейшем возможна ли радикальная смена стилистики Newlux?

Алексей: Смены стилистики Newlux точно быть не может, мы очень воодушевлены, и у нас безумное количество планов именно для этого проекта, а если захочется воплотить какие-то другие задумки, то у нас есть Bzik, Pethole, Trade in a Temple, у Сергея есть «Пилот», в конце концов. К тому же всегда можно придумать что-то новое.

– У вас, смотрю, приличное количество других проектов. Какое место среди них занимает Newlux? Вот, например, Optimystica – прекрасный оркестр, который, увы, является нерегулярным проектом Евгения Федорова в ряду других. Newlux в этом смысле более «устойчив» или тоже собирается время от времени?

Сергей Вырвич, контрабас: Мы стараемся всё грамотно планировать, чтобы одно другому не мешало, хотя порой это непросто. Сейчас Newlux для всех является основным и приоритетным проектом по многим причинам. У нас выходит альбом, мы все давно мечтаем о туре, потому что всё-таки концерты для музыканта – всегда самое важное. А у Newlux совсем небольшой опыт выступления вне Центрального региона, нам очень интересно, как бы нас встретили во Владивостоке или, к примеру, в Калининграде. Или даже в Сургуте!

– До Angel вы успели сделать несколько кавер-версий. Но ваш первый альбом всё-таки будет состоять из авторских вещей?

Алексей: На нашем дебютном альбоме будет девять песен, четыре из них наши авторские, а остальные пять – переведённые на английский язык песни советской и постсоветской эстрады. Нам, конечно, хочется играть больше своего собственного материала, и сейчас уже есть несколько наработок для следующего релиза, но и новыми, возможно, неожиданными, каверами мы тоже обязательно порадуем. Яркий пример того, что советская эстрада 50-х вполне способна конкурировать с западной поп-классикой.

– Когда планируете выпускать? Это будет CD или, может, винил (который в вашем случае, кажется, вообще очевиден)?

Алексей: В Сети альбом появится совсем скоро, 3 марта мы уже презентуем его в московском клубе «16 тонн». Как только будут окончательно решены вопросы с авторскими правами, альбом появится на iTunes и прочих интернет-ресурсах, и тогда же выйдет на CD. Мы очень надеемся, что всё же получится издать его и на виниле, но, видимо, немного позже.

– Вы сами, кстати, в каком формате музыку слушаете?

Алексей: Чаще всего, конечно, это цифровые форматы, flac, mp3, хотя у некоторых из нас и наших друзей есть виниловые проигрыватели, и временами удаётся послушать пластинки, это совершенно иной мир восприятия музыки.
Сергей: У нас есть друг, тоже Сергей Олегович, как и я, DJ Shahash, у него потрясающая коллекция винила, и сам он такой олдскульный настоящий диджей, играющий на виниле. Он гуру! Мы часто зовём его поиграть на наших концертах, кстати.

– Возвращаясь к каверам. Любая песня может прозвучать в джазовой манере – или у вас были какие-то песни, которые «не дались»?

Алексей: Когда мы выбираем песню, у нас уже есть подходящая для неё идея аранжировки, конечно, что-то делается быстрее, что-то медленнее, но «непокорённых Эверестов» в нашей практике не было (смеётся).
Сергей: Разве что Adele «не пошла», хотя мы сделали аранжировку и играли её на паре концертов… Представлять эту песню – дело явно лишнее.

– Как, кстати, происходит выбор кавера? Ориентируетесь на то, что нравится всем, или на вкус каждого отдельного участника?

Алексей: Мы всегда выбираем те песни, которые нравятся всем участникам, к счастью, мы все большие меломаны, а отличных песен в совершенно разных жанрах очень много. Так что проблем с выбором репертуара не происходит. Как показала практика, Take Five Дезмонда/Брубека вполне органично уживается с Nothing Else Matters Хэтфилда/Ульриха.

– Евгений Хавтан отметил вашу интерпретацию «Васи». А кого отмечаете вы, на каких музыкантов (российских и зарубежных) вы равняетесь?

Алексей: Мы слушаем и любим совершенно разную музыку, и как мы уже однажды говорили – нам интересны все жанры, за исключением кантри и русского шансона.
Сергей: Хотя на Розенбаума мы сделали кавер…
Алексей: Но слушаем ведь мы другое. Сложно выделить кого-то из исполнителей, если брать из джазовой сферы, то, наверное, Синатра, Паркер, Колтрейн, Сонни Роллинз, Джейми Каллум, Джошуа Редман…
Сергей: А если вспомнить слова нашей песни Paris, то все становится ясно: I like James Brown, Duran Duran, Slipknot, Sex Pistols and U2!


 

Комментарий Newlux: «Что касается обложки сингла, мы постеснялись спросить Евгения Хавтана, хотя, конечно, именно он является истинным героем «Johnny». Тогда мы решили использовать доступную заграничную звезду модельной внешности – нашего барабанщика Кирилла Кириченко (он из Гомеля)».


 

– Есть впечатление, что свинг в последнее время становится «палочкой-выручалочкой» для поп-артистов, чья карьера пошатнулась. Леди Гага пишет дуэты с Тони Беннеттом; Робби Уильямс выпускает уже второй альбом с поп-джазовым звучанием. Однако они опираются на богатое наследие джаза, делают каверы. На ваш взгляд, можно ли с оригинальными композициями в этом стиле добиться значительного успеха?

Алексей: Мы очень на это надеемся (улыбается), ведь на наши концерты приходят не только прожжённые ценители джаза, но всё больше и больше молодых людей, которые познакомились с джазом отчасти благодаря нам. Хочется отметить, что мы не считаем себя «джазменами», которые зачастую выступают в маленьких клубах на джемах «в кругу своих», мы стремимся выступать на больших площадках, гастролировать, как поп- или рок-артисты, а что из этого выйдет – посмотрим, но пока мы довольны происходящим.
Сергей: И, конечно, мы верим, что можно и даже нужно играть свою музыку! Мы за то, чтобы не было границ! Если у нас получилось сделать альбом органичным, смешав новое и старое, если это вдохновляет и заставляет людей выключить попсу и послушать Фрэнка Синатру, то это уже успех.
От этой песни не спрятаться, не скрыться: вот и Newlux не минула участь сыграть Get Lucky.

– Как вы намерены представить новый альбом? В турне поедете? Если да, ждём вас в Сургуте!

Алексей: Мы точно презентуем его в Москве и Санкт-Петербурге, а если все получится, то с удовольствием прокатимся и по России, и по Европе. Кстати, Сургут – отличное место, наш первый гитарист Александр оттуда, да и вообще много друзей-музыкантов!