22 года назад ушел из жизни музыкальный деятель, который лучшим джазовым критиком называл Джона Хаммонда. Пианист и музыковед Леонард Фезер считал его знатоком джаза и неоднократно подчеркивал это. Однако сегодня имя именно Фезера приходит на ум, когда спрашивают, какого влиятельного джазового критика вы могли бы назвать. Четыре главные достижения Леонарда Фезера, к которым он шел на протяжении всей своей творческой карьеры и личной жизни.

feather
Вуди Герман, Нэт Кинг Коул, Леонард Фезер (слева направо)

Энциклопедия джаза

The New Encyclopedia of Jazz - Леонард Фезер (Leonard Feather) - 4 главных достижения в джазе
Леонард Фезер первым написал энциклопедию о джазе

Его наиболее значимая книга Энциклопедия джаза (The Encyclopedia of Jazz), переизданная в 1960 году под названием The New Encyclopedia of Jazz, была и остается краеугольным камнем истории джаза. Несмотря на небольшие расхождения в датах рождения музыкантов, книга является необходимым источником сведений о жанре. Его отдельные разделы помогают рассмотреть это музыкальное направление в различных аспектах – музыковедческом, социологическом и даже антропологическом.

Главный акцент в своей работе Леонард Фезер сделал на различиях стилей, их влиянии друг на друга и перспективах развития; на взаимосвязи и противостоянии поколений исполнителей внутри одного жанра. Это в дальнейшем и составило основу джазовой критики как научной деятельности. После выхода первой Энциклопедии в 1955 году издание было переработано и дополнено результатами исследований о слушательской аудитории, сведениями об индустрии звукозаписи, биографиями критиков. Более чем кто-либо Леонард Фезер сумел раскрыть понятие джаза и собрать всю информацию воедино в одном источнике.

Спорная книга о джазе

Inside Be-Bop - Леонард Фезер (Leonard Feather) - 4 главных достижения в джазе
Леонард Фезер, книга Inside Be-Bop

В 1949 году Фезер опубликовал книгу, подписана которая была словами: «Первый критик – вестник нового движения в джазе», а в заголовке стояло Inside Be-Bop. Она открывается шестью эпиграммами о бибопе, в том числе одной от Хаммонда, которые мгновенно определили суть джаза, актуального в середине 1950-х. На 103-х страницах, имевших колоссальный эффект, описаны в том числе истории Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи с биографической, исторической и музыкальной точки зрения.

Фезер в действительности был одним из двух деятелей, которые раскрывали понятие бибопа как исследователи, а не исполнители, вторым был Барри Уланов (Barry Ulanov). Тем не менее более поздние поколения критиков упрекали Фезера в том, что он не упомянул имя Телониуса Монка (Thelonious Monk). В книге ни слова не сказано и о Джелли Ролл Мортоне (Jelly Roll Morton).


Читайте также: Лекции «История джаза в словах и нотах: живой звук»


«Слепое слушание»

Леонард Фезер работал в изданиях Downbeat, JazzTimes и Metronome. За годы сотрудничества с ними он разработал «слепые тесты». Цель такой проверки – выявить истинный уровень исполнения композиции, не зная, кто ее написал. Фезер рассказывал, что авторитетность самих музыкантов отчасти становится фактором, определяющим его популярность. Объективность такого эксперимента могла быть под угрозой, потому что у большинства музыкантов выработан собственный стиль игры, по которому его можно узнать.

Слепое слушание (Леонард Фезер (Leonard Feather) - 4 главных достижения в джазе) -
«Слепое слушание» придумал Леонард Фезер

К решению этого вопроса журналист и критик подошел рационально – для тестов он выбирал сочинения, сыгранные в нехарактерной для музыканта манере. Такие тесты имели большую исследовательскую ценность – было установлено, что люди по-разному оценивали одни и те же композиции, когда знали его автора и когда имя композитора оставалось скрытым. Фезеру удалось установить, что исполнители, которые записывались на студии, были более скованы в импровизациях, и это выдавало их, так как они прибегали к известным им отточенным приемам игры.

Борец за равенство

Фезер был ярым защитником гражданских прав человека, особенно когда перебрался в Лос-Анджелес. Вместе со своим лучшим другом Бенни Картером пошел он работать в союз музыкантов. Его взгляды на борьбу с расизмом были очень широкими. Большую поддержку Фезер оказывал и женщинам-музыкантам, свободы которых как артистов также ограничивались.

Борец за гражданские права - Леонард Фезер
(слева направо) Дюк Эллингтон, Билли Холидей и Леонард Фезер

Он помог заявить о себе Дине Вашингтон (Dinah Washington) и Саре Воэн (Sarah Vaughan); в связке с Мэри Лу Уильямс и Берил Букер продюсировал все женские джаз-бэнды. В числе других под его опекой оказались Мэри Осборн, Вивьен Гарри и Ви Редд, появившись на его записях Anthropology и I Remember Bird. Одна из его наиболее популярных пьес Mound Bayou, слова для которой написал Энди Разаф (Andy Razaf), стала главным хитом в исполнении певицы Хелен Хьюмс (Helen Humes).