За свои 34 года, прожитые на Земле, Чарли Паркер по прозвищу «Птица» сделал для музыки XX века столько – от сочинения до блестящего исполнения – что мы по сей день ощущаем его присутствие с нами. В честь 96-летия этого выдающегося джазового саксофониста мы приводим 6 фактов о музыканте, который, по мнению Los Angeles Times, «играл так, как будто его коснулась рука самого бога музыки … и который, без сомнения, был источником неисчерпаемого вдохновения для сотни музыкантов».

1Ребенком он играл на саксофоне по 15 часов в день

Большая часть успеха Паркера – упорный труд

Наряду с получением среднего образования, Паркер был участником школьного бэнда. Впервые мальчик взял в руки саксофон в 10 лет, позаимствовав его у школьной группы. Мать видела, насколько сильно мальчик влюбился в свое новое занятие, поэтому, когда ему исполнилось 11 лет, на сэкономленные 45 долларов она купила сыну его первый инструмент – он был очень старым, и выдувать из него воздух было крайне сложно. Однако это не умалило стремлений мальчика продолжать играть красивую музыку. В одном из интервью на радио в 1954 году Паркер рассказывал, что «однажды соседи даже пригрозили матери переездом, если я не прекращу играть. Она ответила, что без ума от моей игры, и тогда, как в понимаете, я стал упражняться еще больше – от 11 до 15 часов в день».

Чарли Паркер входит в Лучшие джазовые саксофонисты XX – начала XXI века

2Паркер работал в том же ресторане, что и Редд Фокс

История восхождения Паркера необыкновенно сложная

К концу 1930-х годов Чарли Паркер стремился найти музыкальную среду, более приближенную к джазу, чем мог предложить ему его родной город Канзас-Сити. В 1939 году после того, как его выгнали из дома, он продал саксофон и отправился в Нью-Йорк. Он устроился мойщиком посуды в известном местечке в Гарлеме Jimmy’s Chicken Shack. Паркеру довелось увидеть несколько выступлений пианиста Арта Тейтума, а спустя пару лет он уже наблюдал за концертами Редда Фокса.

Узнайте историю саксофона Чарли Паркера – знаменитые музыкальные инструменты

3Он стал одним из основателей жанра «бибоп»

Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи придумал новый стиль джаза – бибоп

Впервые в печати термин «бибоп» появился в поздние 30-е, хотя популяризовали его Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и другие музыканты на заре 40-х. Этот жанр представлял собой совершенно новую форму музыки, которая по тем временам нарушала каноны звучания джаза в биг-бэнде и шла вразрез с джазовыми хитами, допуская мелодические и ритмические отклонения. Бибоп служил символом обновления джазовой эпохи и наметил новые направления для импровизации.

Критик и исследователь Эрик Лотт (Eric Lott) объяснял это явление так:

«Бибоп был чем-то вроде мерила живого воображения и давал ответы на внешние изменения в социуме своего времени».

4Паркер был настоящей иконой джаза

Джазовый идол своего времени

В военное время многие молодые американцы, включая известных деятелей искусства, начали понемногу освобождаться от мрачных мыслей и, напротив, погружаться в культуру джаза и джайва, которые имели более позитивные перспективы.

Джазовые исполнители и наркотики

Критик Деннис Холл (Dennis Hall) также предположил, что «импровизации Чарли Паркера излечивали обреченные души людей лучше, чем алкоголь и наркотики». А историк Фрэнк Тирро (Frank Tirro) отмечал, что «Птица был живым воплощением собственных убеждений и философии… Какие бы трудности не встречались ему на пути, он все обращал в джаз, и в нем искал ответы».

Альбом Чарли Паркера входит в лучшие джазовые сборники всех времен

5Прозвище Птица

Прозвище Птица получил из-за страсти к поеданию цыплят

Когда слушаешь музыку, невозможно не думать о ее исполнителе. Птица пользовался признанием у поклонников и друзей. Тромбонист Клайд Бернардт (Clyde Bernhardt) вспоминал в своей автобиографии, как Паркер однажды рассказал ему, что «свое прозвище получил из-за того, что он ни дня не мог прожить без курицы на своем столе: жареной, тушеной, копченой, да любой! Он обожал ее. А здесь, на юге, все курицы назывались yardbirds».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прозвища джазовых музыкантов

6Первые эксперименты Чарли Паркера с ритмом

Саксофонист Чарли Паркер входит в список самых выдающихся джазменов в истории жанра
Выдержка из газеты The Guardian:

Однажды вечером 1937 года молодой музыкант по имени Чарли Паркер присоединился к группе исполнителей на джем-сейшне в заведении Reno Club в Канзас-Сити. Паркер посчитал, что его час настал, тогда ему уже исполнилось 16 лет. Он практиковался в импровизации, используя собственный подход к формированию последовательных музыкальных фраз.

После многообещающего вступления Паркера, подросток сбился с мелодии, а потом и с ритма вовсе. Барабанщик Джо Джонс (Jo’ Jones) прекратил играть, и Паркер замер… Джонс презрительно кинул ему под ноги свои тарелки, после чего раздался оглушительный смех и свист.

После этого инцидента Чарли Паркер рассказывал:

Я немного знал мелодии Lazy River и Honeysuckle Rose – я играл как мог. Я делал все правильно до тех пор, пока не попытался ускорить темп в два раза на мелодии Body and Soul. Все тогда попадали со смеху. Я пришел домой, долго плакал и не мог играть снова еще три следующих месяца.