Владимир Фейертаг История джазового исполнительства в России jazzpeople«В 1933 году в оркестр пришел Николай Григорьевич Минх (1912-1982), выпускник Ленинградского музыкального техникума по классам фортепиано и композиции. За десять лет работы в коллективе Мих написал много аранжировок. Среди них: «Юбилейная фантазия», «Палач и шут», «Пароход», «Лейся, песня», «Борода»,«По волнам»,«Всеми любимая», «Будьте здоровы», «Портрет» и многие другие. Его работы отличались ясными симметричными построениями, повторяющимися ритмическими каркасами. Можно послушать тему «По волнам» (пластинка “Записи 30-40-х годов” Оркестр Л. Утесова, М60-45607-10). В самом начале песни появляются триоли в группе медных инструментов, а затем они повторяются в конце первого предложения и вновь возникают в финале, создавая таким образом симметрию в формообразовании. Органичны и оправданы у Минха цитаты из классических произведений – в песне «Палач и шут» процитирована фраза из «Блохи» Мусоргского, а в «Бороде» фрагмент из «Марша Черномора» Глинки.

Читайте лучшие книги о джазе

Илья Бояшов Джаз jazzpeople

Илья Бояшов рассказал обо всех событиях 9 октября 1967 года

В 1939-1943 музыкальным руководителем оркестра работал Михаил Петрович Воловац (1910-1973), окончивший Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано (1932) и проработавший пять лет заведующим музыкальной частью в Театре оперетты. Именно из оперетты Воловац перенес в оркестр Утесова некоторые приемы классической аранжировки (например, проведение мелодии струнной группой в унисон с вокальной партией). В водевилях «Много шума из тишины» прозвучала его песня «Му-Му», в которой такой прием стал основным. Воловац проявил немало изобретательности в создании популярной песенки Иосифа Пустыльника «Дядя Эля», изобразив с помощью резких модуляций и смен темпа, останавливающийся и вновь заводящийся патефон. Позже, во время войны Леонид Утесов исполнил две песни Воловаца – «Партизанскую тихую» и надолго запомнившуюся «Мишка-одессит» (вошла в кинофильм “Концерт – фронту!”

Книга намечает важнейшие тенденции в развитии этого вида музыкального искусства на разных исторических этапах в истории музыкальной культуры нашей страны


Фрагмент книги Владимир Фейертаг. История джазового исполнительства в России
Издательство: Скифия. – Санкт-Петербург. – 2010.

Рекомендуем: Российские и зарубежные музыкальные критики