Дейв Холланд (р.1946)
Очерк из книги Ефима Барбана «Джазовые портреты» (2006 год)
Дейв Холланд – один из немногих европейских джазменов, пользующихся широким признанием на родине джаза. Подавляющая часть джазовых критиков и музыкантов убеждена, что именно он лучший, талантливейший контрабасист нашей эпохи. Думается, однако, что гораздо больший вклад в современный джаз Холланд внёс как бэнд-лидер и композитор, хотя, не спорю, басист он отменный. Музыку, которую пишет и исполняет этот выдающийся джазмен, трудно отнести к какому-либо джазовому стилю или направлению. Несомненно, это серьезная и талантливая музыка, временами выходящая за рамки мейнстрима и напоминающая полифоническую музыку Чарли Мингуса, правда, без присущей ей эллингтоновской цветокрасочности. Тяга к Мингусу объяснима: как и Холланд, он был контрабасистом – лидером ансамбля и к тому же композитором. Его гениальная музыка оказалась плодотворным ориентиром.

У Холланда огромный опыт исполнения музыки практически всех джазовых стилей – от диксиленда до фри-джаза. Его игру отличает высочайшая исполнительская культура; играя пиццикато и смычком, он демонстрирует редкую полноту тона и мощную экспрессивность интонации. За внешней простотой его фразировки ощущается строгая внутренняя дисциплина и безошибочная ритмическая точность. Этот незаурядный басист и бэнд-лидер обладает удивительной способностью объединять с помощью своего инструмента в единое целое многоголосье своего квинтета.
Его контрабас если не сердце, то пульс всего музыкального организма ансамбля

Квинтет Дейва Холланда неоднократно объявлялся джазовыми критиками лучшим джаз-ансамблем года. Но главное все же не высочайшая техническая оснащенность его музыкантов и безупречная ансамблевая дисциплина, а художественное качество его музыки, значительная часть которой написана его лидером.
«Мне нравится та модель джазового сочинительства, которой придерживался Дюк Эллингтон, – говорит Холланд. – Он писал музыку, ориентируясь на индивидуальные особенности своих музыкантов… Когда я сочиняю в студии, я рассматриваю это лишь как начальный, а не конечный это создания музыки».
По словам Холланда, он стремится выражать в своей музыке «фундаментальные истины, лежащие в основе человеческого существования: радость, одиночество, любовь, товарищество, единение, надежду». Меньше всего Холланда можно заподозрить в пафосности; каждый музыкант его ансамбля поручился бы, что для их лидера это не пустые слова. Да и сама музыка его квинтета несёт на себе следы этой экзистенциальной программы.

Дейв Холланд родился 1 октября 1946 года в Вулвергемптоне, в центральной Англии. Там же прошли его детство и юность. На контрабасе играет 17-ти лет. Музыкальное образование получил в лондонской Гилдхолдской консерватории. Во время учёбы активно участвовал в лондонской джазовой жизни, играя одновременно в камерном и симфоническом оркестрах. В 60-е годы Холланд переиграл со всеми ведущими британскими джазменами – от Хамфри Литтлтона и Ронни Скотта до Джона Сёрмана, Джона Маклоклина, Кенни Уиллера и Эвана Паркера. Тогда же он играл в клубе Ронни Скотта со многими американскими гастролёрами, в частности с Коулменом Хокинсом и Беном Вебстером. В июне 1968-го его услышал в этом клубе гастролировавший по Англии Майлз Дэвис. Ему понравилась игра Холланда, и он пригласил его в свой ансамбль, благо в его квинтете была вакансия басиста. Характерно, что Майлз даже не познакомился тогда с Холландом, а передал свое приглашение через барабанщика Фили Джо Джонса. Так Холланд стал американцем.
Лучшие джазовые барабанщики мира

Послужной список Дейва Холланда впечатляет: Майлз Дэвис, Чик Кориа, Энтони Брэкстон, Джо Хендерсон, Стен Гетц, Сэми Риверс, Ли Кониц, Пол Блей, Гэри Бёртон, Джо Ловано. Нынешний свой квинтет Холланд собрал в 1997-м году: тромбонист Робин Юбенкс, тенор-саксофонист Крис Поттер (сменивший альтиста Стива Уилсона), вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. Квинтет стал ядром небольшого биг-бэнда (из 13-ти музыкантов), которым также руководит Холланд. Оркестр дебютировал в 2000-м году на Монреальском джаз-фестивале.

Лучшие джазовые вибрафонисты всех времен
Во время одного из редких визитов Дейва Холланда на родину мне удалось довольно подробно поговорить с ним о его музыке и судьбе. Короткая рыжеватая стрижка и такая же начинающая седеть бородка, классически правильные черты лица, неизменно доброжелательная улыбка, по-английски корректные манеры, тихий, вкрадчивый голос, который трудно представить гневным или зычным, – таким предстал передо мной Дейв Холланд в Лондоне. Бесспорно, он один из редких в современном джазе руководителей джаз-ансамблей, лишенных комплекса лидерства и амбициозности. Говорил он откровенно, анализируя не только музыку, но и собственные внутренние побуждения. Меня, в частности, заинтересовала его композиторская концепция.

«Видите ли, – сказал Холланд, – я считаю себя импровизатором, который ещё и пишет музыку. Другими словами, мои композиции в основном возникают в ситуациях, когда я сам их исполняю. Я пишу музыку именно для такого рода обстоятельств, в которых чувствую себя наиболее комфортабельно… Работаю я как с так называемый «закрытой» формой, когда весь музыкальный материал создается заранее, так и с «открытой» формой, когда у музыкантов сохраняется возможность изменять многое в композиции и самим выбирать направление развития музыки… Меня интересует современный подход к джазу с одновременным акцентом на традицию. Я стремлюсь к созданию нового, но такого нового, которое было бы продолжением старого. При всей очевидной новизне в моей музыке должна ощущаться ссылка на традицию».
Фрагмент из книги Ефим Барбан. Джазовые портреты
Издательство: Композитор. – Санкт-Петербург. – 2006.