Молодые изобретательные современные джазовые музыканты обладают  той неукротимой тягой к новаторству, в котором  нуждается  джаз «новой эры». Однако, далеко не каждый по-настоящему заслуживает особого внимания и восхищения. Я с удовольствием представляю вам одного из таких исключительных музыкантов – Роберта Гласпера, а также его небезызвестную команду Robert Glasper Experiment.  Почему хочется поговорить именно об этом музыканте: в неиссякаемом потоке новшеств, которые стараются привнести в джаз современные  виртуозы, лишь немногие  истинно осознают свои действия, дабы не осквернить «душу» великой музыки чрезмерно напыщенными приемами, а напротив – уловить самые тонкие вибрации, исходящие из  каждой ноты…

Работа аккомпаниатором  в баптистских и католических церквях повлияла на развитие музыкальной интуиции Роберта

Дорога к джазу

Robert Glasper jazzpeople

Ведь, действительно, прекрасная идея, возникшая в сознании, далеко не всегда находит достойное воплощение в реальности. Роберт Гласпер имеет незаменимые качества настоящего новатора, и более того в нужных, можно  даже сказать точных, пропорциях  каждого из них: неиссякаемый энтузиазм, глубокое чувствование «текстуры» джаза, потрясающее ритмическое чутье, плавное, но уверенное введение новых техник и звуков, что и делает его творчество уникальным, прочувствованным компонентом «нового джаза».

За какой бы проект ни взялся Роберт, в каждый он вносит свое исключительное видение взаимодействия джаза и соула, электронной музыки, хип-хопа, фанка. Вкупе с отличной техникой игры,  возможности реализации его гениальных идей, становятся, воистину безграничными! Во многом на развитие глубокой музыкальной интуиции повлияла его деятельность в роли аккомпаниатора на службах в баптистских и католических церквях в подростковом возрасте. К тому же, мать будущего гения была профессиональной джазово-блюзовой пианисткой, что, разумеется, не могло не привить уважение и любовь к архаике этой музыки. Гласпер одержим высокой целью не только внести свой вклад в развитие  современного джаза, но и, поделившись своими взглядами, помочь другим взглянуть на неиссякаемые резервы этой потрясающей музыки, абсолютно по-новому.

«Часто мы слышим утверждение о том, что никто не слушает джаз и как это не  прискорбно, но музыкальная культура настолько богата, и вдобавок ко всему, много музыкальных вещей своими корнями уходят в прошлое. Я в состоянии привнести кое-что в музыку, которую они слушают или пишут. Музыканты, исполняющие как хип-хоп, так и госпел, и те, и другие приходят на мои выступления, и от осознания этого я начинаю чувствовать себя просто великолепно. Моя аудитория день ото дня становится все моложе», – говорит музыкант.

Robert Glasper jazzpeople

Дискография Robert Glasper Experiment

Закончив обучение в Высшей Школе Исполнительского и Изобразительного Искусства (High School for the Performing and Visual Arts), а также в Новой Школе Джаза и Современной Музыки (New School for Jazz and Contemporary Music), Роберт сразу начал выступать с такими же молодыми и перспективными музыкантами на различных джазовых площадках Нью-Йорка, привлекая все больше внимания к своему творчеству и мастерству. Дебютный альбом Mood, вышедший в 2004 году, уже излучал ауру принципиально нового, «вкусного», гармоничного  формата современного джаза, за что и был так радостно воспринят многочисленными критиками,  дополнительно  вдохновив также  самого музыканта. Второй, но не по значимости альбом Canvas вышел в следующем году, и был не менее сенсационен. К тому же, выпущен он был на  легендарном лейбле Blue Note, который, к слову сказать, в прошлом году отметил свой 35-летний юбилей!

Наполняя старые записи разнообразными тембральными проявлениями, музыканты вдохнули в них современную энергетику

Закрепив свой успех этим «сочным», «по-новому» классическим альбомом, Robert Glasper Experiment приступили к работе над следующей, интригующей пластинкой, вышедшей в свет в 2007 году. Название альбома говорит само за себя – In my Element. Альбом пропитан новейшими, и будто бы не сразу высказанными идеями Гласпера о новизне, о недостающем, на его взгляд, элементе в современном джазе, тем самым снова порадовав критиков и привлекая к себе больше новых, работающих в совершенно ином стиле музыкантов. Наконец, грань между джазом и хип-хопом, наряду с р’н’б и электроникой стала гораздо тоньше, не обретая при этом очертаний небрежности и хаоса, все это благодаря превосходному  вкусу и  высокому профессионализму Роберта Гласпера.

Robert Glasper Experiment jazzpeople

В 2012 году его команда Robert Glasper Experiment записывают уникальный по своему  стилевому содержанию альбом Black Radio, объединив в себе множество направлений, сделав их единым, легким, ярким, гармоничным музыкальным коктейлем. Для вокального оформления альбома  были приглашены такие мастера современной музыки, как Крисетт Мишель , Бэйлал, Лупе Фиаско, Ледиси, Лала Хэтеуэй, Стокли Уильямс  и другие. Наполнив  записи разнообразными тембральными проявлениями, музыканты вдохнули в них современную энергетику, за счет чего получился весьма эклектичный и своевременный проект.

Вслед за ним альбом Black Radio 2 с достоинством принял эстафету свежей, инновационной, «нано-технологичной» музыки,  которая изобилует невероятными ритмическими рисунками, живостью подачи, различными звуковыми эффектами и авторскими «примочками». По сей день Роберт Гласпер не перестает удивлять самых разных слушателей неизменным качеством своей неповторимой музыки и новшествами в оформлении каждой композиции. За творчеством этого музыканта действительно можно и нужно следить, не боясь разочарований, ведь он по праву заслуживает самого пристального внимания!

P.S. Особенно рекомендую к прослушиванию одну из его последних работ Robert Glasper Experiment – альбом Covered.  Замечательный альбом кавер-версий известных рок и хип-хоп исполнителей в лиричном оформлении, который, без сомнения, придется по вкусу даже самым взыскательным и искушенным  слушателям .