Накануне премьеры новой программы IP Orchestra и Станислава Чигадаева «Раймонд Паулс в джазе» редакция JazzPeople.ru побеседовала с музыкантами. В интервью Станислав Чигадаев и руководитель IP Orchestra Игорь Пономаренко рассказали, почему обратились к автору хита «Миллион алых роз», какие сюрпризы приготовили ко Дню Святого Валентина и какие импровизации ожидать на концерте.

Игорь Пономаренко – дирижер IP Orchestra

Интервью Станислав Чигадаев – Игорь, расскажите, как родилась идея посвятить программу Раймонду Паулсу? Поделитесь историей «Миллиона алых роз».

Телониус Монк (Thelonious Monk), Юбилей Телониуса Монка15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории

– IP Orchestra часто работает с современными композиторами. С их творчеством у каждого связано много личных воспоминаний, которые уже стали частью общей истории.

Мне близко творчество Эдуарда Артемьева, мы играли много его концертов, в том числе отмечали его 75-летие в Большом Зале Филармонии. Также мы делали программы с Дашкевичем, Зацепиным.

Паулс стоит в одном с ними ряду, олицетворяя наше советское прошлое. Первая песня, которую я услышал приблизительно в 20 лет, это «Миллион алых роз» в исполнении Аллы Пугачевой. С этой песней прожита вся жизнь (Смеется). Вот так, слегка сентиментально.

Года 2-3 назад мы познакомились со Станиславом Чигадаевым, и я сразу понял, что он сможет исполнить партию фортепиано в этой программе. И как только мы решились делать этот концерт, то все стало так благоприятно складываться. Я по телефону описал идею Раймонду Вольдемаровичу, и он нас благословил на концерт.

Интервью Станислав Чигадаев– Отличаются ли концерты-посвящения от выступлений с авторской музыкой?

– У нас не посвящение, разве что публике, которая любит День Святого Валентина (Смеется). Авторский концерт – это, конечно, всегда очень ответственно. Жаль, что Паулс не сможет приехать, обычно наши подобные проекты проходят в присутствии композиторов в качестве специальных гостей.

С песней «Миллион алых роз» прожита вся жизнь

– Будет ли сопровождаться концерт видеорядом?

– Нет, видео в этот раз не будет, но у нас есть специальный сюрприз – приветствие Раймонда Вольдемаровича, которое мы покажем в начале вечера. Для такой программы, как наша, визуальное сопровождение не требуется, оно будет только отвлекать от музыки. На первом плане у нас солист.

Музыка будет твориться сиюминутно, Стас Чигадаев будет импровизировать, и лучше, чтобы зрителя ничего не отвлекало. Мне кажется, видео нужно, когда требуется что-то прикрыть, а IP Orchestra вполне самодостаточны.

Видео-обращение Раймонда Паулса

– Какая доля импровизаций будет по сравнению с оригинальным звучанием композиций?

– Партитура написана с оригинальных композиций Паулса. Задается тема, которую слушатель сразу же узнает, а дальше мы даем ей развитие. На мой взгляд, Паулс создал собственные джазовые стандарты.

Раймонд Вольдемарович благословил нас на концерт

– Почему решили не использовать вокальные партии?

– Когда зритель слушает только оркестр, то он сам подпевает и от этого тоже получает удовольствие. Основная проблема в том, что эти песни еще слишком живы в памяти, поэтому зритель невольно будет сравнивать вокал с исполнением примадонны, а про музыку забудет.

Рекомендуем: Великие джазовые оркестры

Станислав Чигадаев – солист, пианист

Интервью Станислав Чигадаев– Станислав, как началось ваше сотрудничество с IP Orchestra?

– Работать вместе мы начали в классических программах. Мы делали «Первый концерт Чайковского», играли музыку Петра Ильича в джазовых аранжировках. Так постепенно пришли к эстраде. Теперь готовим программу по хитам Раймонда Паулса.

Интервью Станислав Чигадаев– Концепция программы – Pauls in jazz.  Это будет совершенное новое прочтение или все-таки симбиоз традиций и новаторства?

– Я сам еще не знаю. Мы набросали несколько идей по поводу песен, которые постараемся максимально реализовать. Тем не менее исходить будем из оригинальных партитур, поэтому песни останутся узнаваемыми. Это будет сюрприз для оркестра, для публики и для меня (Смеется).

Вас нередко называют виртуозным импровизатором. Как же возникают импровизации – в виде образов или на уровне интуиции?

– Музыка такой же язык, поэтому мы просто высказываем свои мысли и мнения на заданную тему, создаем эмоции с помощью звуков. Конечно, мы используем правила гармонии, как и в обычном разговоре соблюдаем правила речи.

Сольный концерт – это как бой с быком

– Что вы находите более сложным и в то же время привлекательным для себя – сольные выступления или с биг-бэндами?

– Сольные выступления. Это как коррида. Успех или провал – все в твоих руках, внимание зала сосредоточено на тебе одном. Ты один на один с роялем – это как бой с быком. Музыкант должен укротить инструмент, а ведь в разных залах разные «быки». В совместных концертах нагрузка немного меньше, потому что есть паузы  в исполнении, когда можно перевести дух. В сольном концерте так не получится. Но тем не менее, ты везде должен сыграть идеально.

Интервью Станислав Чигадаев– Из чего, на ваш взгляд, складывается понимание успешного концерта?

– Если он состоялся, то это уже не плохо (Смеется). Главное, это реакция и отзывы публики после концерта. Смотришь как зритель откликается во время исполнения, какова громкость оваций, какие лица, и, конечно, что скажут после.

Интервью Станислав Чигадаев
Станислав Чигадаев с историком джаза Владимиром Фейертагом
– Часто ли слушатели подходят после концерта? Что обычно говорят и прислушиваетесь ли вы к отзывам?

– Пока что подходят всегда, надеюсь так и будет (Улыбается). Для меня очень важно, что зритель высказывает свое впечатление, неважно с чем подходят – критикой или благодарностью. Мнение публики помогает совершенствоваться. Все это ценно, потому что все, что мы делаем, мы делаем для вас.

Беседовала Виктория Мэлл

Рекомендуем: Современные российские джазовые пианисты