Благодаря популярным и новейшим музыкальным направлениям джаз становится разнообразнее и приобретает иное звучание. По-настоящему неутомимые в творческом поиске музыканты неустанно продолжают экспериментировать со стилями. В результате слияния с хип-хопом, трансом, эмбиентом, прогрессивной музыкой и другими стилями формируется современный джаз.
Трип-хоп и джаз
Трип-хоп представляет собой поджанр электронной музыки, который появился на музыкальном горизонте в начале 90-х годов.
Звучание этого направления носит экспериментальный характер: ему присущи невысокий темп, довольно хмурое звучание и часто используемый речитатив. Трип-хоп объединил в себе элементы хип-хопа, рока, дабстепа и соула.
Современный джаз на основе трип-хопа или только с его элементами обретает характерное звучание с меняющимся ритмом и динамикой. Трип-хоп композиции имеют ярко выраженное атмосферное настроение, которого музыканты добиваются, используя уникальное звучание электро-пианино Rhodes, саксофона, трубы, флейты и терменвокса. Часто синтез джаза и трип-хопа можно встретить с вокальным сопровождением, поддерживающим мистическое звучание этого стиля.
Панк и джаз
Сам по себе музыкальный жанр «панк» возник в Великобритании в конце 1960-х годов и изначально имел отношение к политической тематике.
По звучанию панк не отличается особыми музыкальными изысками и утонченностью, имеет грубые дисгармоничные звуки. Часто для исполнения панк-композиций используются всего несколько аккордов.
Совмещая «сырой» звук панк-музыки и джаз можно получить необычное произведение, которое будет иметь минималистическое звучание, тяжелый ритм и в то же время уникальную мелодию. Первая идея объединения этих двух направлений принадлежит экспериментальным сценам клубов Нью-Йорка еще в конце 1970-х годов. Цель задумки была – обнаружить первоначальную простоту джазового ритма и его энергии.
Гараж и джаз
Название этого музыкального жанра происходит от одноименного нью-йоркского клуба, где он и возник в середине 1980-х годов.
По своему содержанию гараж напоминает очень популярное современное направление хаус с четким ритм-битом и семплингом. Но благодаря добавлению к основным идеям хаус-музыки элементов соула и даже госпела, гараж приобрел принципиально новое, узнаваемое звучание.
Совмещение танцевальных ритмов и джазовой гармонии дает на выходе необычное сочетание двух противоположных культур. Использование новых электронных звуковых эффектов, вокала в той же электро-обработке и различных джазовых ритмов становится все более популярным не только в Америке, но и в других странах.
Эйсид и джаз
Современный джаз-эйсид нередко называют «кислотным» из-за его откровенно динамичного ритма, инструментальной насыщенности доминирования электронных эффектов.
Для этого направления характерны широта тембра, громкий звук, изобилие ритмических оборотов с использованием самых разных инструментов. Движение зародилось в 1987 году на британской сцене, взяв за основу фанковую гармонию и постепенно добавляя к ней классический джаз, хип-хоп, соул и латиноамериканскую музыку. По своей динамике эйсид-джаз практически не уступает другим современным музыкальным стилям. Сам по себе этот поджанр стал составляющей джазового возрождения, объединив эпоху джазовой классики и современных музыкальных течений.
Дарк-джаз
Современный джаз, имеющий в своей основе ярко выраженное сюрреалистическое звучание. Это направление совершенно точно не имеет аналогичного по стилю исполнения жанра.
В переводе с английского dark значит «темный», и это определение действительно лучше всего характеризует музыку, обладающую мистическим, мрачным и в то же время притягательным звуком.
Одним из ярчайших и главных представителей этого направления является итальянский композитор Анджело Бадаламенти, написавший саундтреки к известному сюрреалистическому сериалу «Твин Пикс». Отличительной особенностью дарк-джаза стали приглушенные инструментальные партии, на фоне которых ярко выделяется соло-исполнитель – как вокалист, так и инструменталист. Нередко использование стаккато для создания тревожной атмосферы в композициях и резких звуков.
Техно и джаз
На первом месте в описании техно-джазовой музыки сразу же встанет повышенное использование электронных «старых» звуков в стиле середины 80-х годов.
Большую часть композиций этого поджанра занимает использование электронных эффектов в комбинации с классическим джазовым ритмом.
Иногда для усиления динамики и характерной стилистики направления в нем появляются элементы дабстепа, подчеркивающие мощные басовые партии. Существуют и медленные треки того же направления, но практически всегда на фоне звучащего соло-инструмента имеется четкий ритмический рисунок в виде электронных звуков и даже элементов регги.