30 марта в Санкт-Петербурге состоялся пятый фестиваль «Триумф джаза». В 2017 году программа концертов оказалась настолько неожиданной для российского слушателя, что сложно однозначно сказать, была ли публика готова к такому разнообразию. В ДК имени Горького на протяжении почти 4-х часов выступали музыканты из трех стран мира: Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр (Россия), пианист Джон Бизли (США), саксофонист Крис Поттер (США), певица Юн Сон На (Южная Корея) и контрабасист Крисчен Макбрайд (США).

[cq_vc_cqcarousel images=”23893,23892″ slidestoshow=”2″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Джон Бизли и Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

По традиции, приветственной речью фестиваль открыл его художественный руководитель и саксофонист Игорь Бутман, который поблагодарил Петербург за прекрасный вчер.

Первое отделение началось с презентации новаторской программы MONK’estra специального гостя – американского пианиста Джона Бизли. Создание этой программы как дань уважения и почитания творчества Телониуса Монка (что может стать понятным из названия) стало крупным событием в мире джазовой музыки: MONK’estra была выдвинута на премию «Грэмми».

Оркестр Джона Бизли – программа MONK’estra

Восхищает не столько репертуар написанных и аранжированных сочинений великого гения рояля Монка, сколько то, с каким огнем сам Бизли доносил до слушателей свой композиторский посыл. Монк всегда считался авангардистом, опережавшим свое время, но Джону Бизли удалось переложить мировые хиты экспериментатора и преподнести их в доступной широкой аудитории форме. Насыщенные сложными гармониями мелодии переплетались с бескомпромиссно жесткой структурой композиций.

[cq_vc_cqcarousel images=”23895,23910,23903,23897,23898,23899,23900,23901,23902,23904,23905,23906,23907,23908,23909,23911,23961,23942,23896″ slidestoshow=”3″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Окончательно захватывало дух то, что Бизли попеременно сменял роли пианиста и дирижера, будто направляя Оркестр в нужное ему русло. Действо напоминало джазовый локомотив, проносящийся с невероятной скоростью мимо слушателей, едва поспевавшими за импровизационными эскападами смелого Джона Бизли и Оркестра.

Джон Бизли – о том, готовы ли российские слушатели к авангардному джазу:

«Для меня музыка Телониуса Монка – это креативность, юмор, грув, ритм, удивление, гениальность. Она звучит от сердца, и становится не так важно, что это авангард. Я не думаю, что у слушателей сегодня возникнут какие-то трудности с восприятием моей программы – нужно лишь проникнуться и почувствовать ее. Кроме того, я искренне полагаю, что российская публика – весьма изысканна в своих музыкальных предпочтениях, потому что слушает и Стравинского, и Скрябина. В любом случае, со зрителями я делюсь частью себя, и концерт наполняется непередаваемой атмосферой душевности, сближая исполнителя и зрителя».

[cq_vc_cqcarousel images=”23891,23890″ slidestoshow=”2″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Юн Сон На

Атмосфера в зале сильно переменилась, когда на сцену вышла южнокорейская певица невысокого роста и тихим голосом произнесла несколько фраз на русском языке. Девушка поинтересовалась, как дела у петербуржцев, и сообщила, что у нее тоже все хорошо. Юн Сон На уже много лет выступает с концертами по всему миру, и ее высоко ценят и любят на родине. Это первый ее концерт в России, и певица сразу призналась, что очень волнуется, попросив публику поддержать ее.

Каково же было удивление зрителей, когда стройная миниатюрная вокалистка начала петь поразительно сильным голосом. Мощный вокал застал слушателей врасплох, но в какой-то момент все разразились оглушительными аплодисментами и восторженным свистом. Невозможно вообразить, насколько противоречивым может оказаться образ артиста на сцене и в жизни.

[cq_vc_cqcarousel images=”23917,23921,23914,23915,23913,23918,23922,23923,23919,23912,23916″ slidestoshow=”3″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Юн Сон На из Южной Кореи привезла на пятый фестиваль «Триумф джаза» программу песен из своего нового альбома в стиле фьюжн, который она с успехом презентовала в других странах мира.

Приятным сюрпризом для зрителей стала импровизация Оркестра Игоря Бутмана, Юн Сон На и Криса Поттера, который должен был появиться на сцене только во втором отделении, на легендарный хит What a Wonderful World, ставший популярным в исполнении  Луи Армстронга.

Пятый фестиваль «Триумф джаза» в Санкт-Петербурге - обзор и фоторепортаж

Юн Сон На – о своем впечатлении от концертов в России:

«Для меня музыка – это естественная часть моей жизни. Я не отношусь к ней как к работе. Джаз – это не то, что можно потрогать или увидеть. Он неотделим от артиста и от зрителя. О сегодняшнем концерте я могу сказать только одно: “Все слишком замечательно, чтобы быть правдой!” Я поражена энтузиазмом публики и очень тронута. Я допускаю, что в России с моим творчеством люди мало знакомы, и то, как они меня встречают, не может оставить меня равнодушной. Я благодарна Игорю Бутману за возможность приехать в Россию и выступить перед такой теплой аудиторией. Если мне представится шанс, я вновь приеду сюда и буду счастлива спеть на этой или другой сцене».

[cq_vc_cqcarousel images=”23923,23922″ slidestoshow=”2″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Квартет Криса Поттера

Второе отделение открывал саксофонист Крис Поттер вместе с музыкантами своего квартета: пианистом Дэвидом Вирелсом, басистом Джо Мартином и барабанщиком Дэном Уайсом. Волшебные звуки джазового саксофона разлились волнами по залу ДК Горького и погрузили слушателей в томительную негу. Ведущий саксофонист современности завораживал публику джазовыми мелодиями, сменяя настроение от игриво-задорного до пленительно расслабляющего. Кульминацией выступления стало его неподражаемое саксофонное соло, встреченное зрителями щедрым рукоплесканием!

Профессиональные музыканты и любители джазовой импровизации имели также возможность посетить [московский] мастер-класс Криса Поттера по игре на саксофоне. Исполнитель открыл некоторые секреты виртуозного владения духовым инструментом, которые он сам применяет в своей практике.

Эксклюзивное интервью Криса Поттера порталу JazzPeople в рамках «Триумфа джаза»
[cq_vc_cqcarousel images=”23934,23933,23932,23931,23930,23929,23928,23927,23926,23925,23924″ slidestoshow=”3″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]

Квартет New Jawn Крисчена Макбрайда

Закрывал пятый фестиваль «Триумф джаза» в Санкт-Петербурге новый проект Крисчена Макбрайда New Jawn. Талант Крисчена ни на минуту не вызывает сомнения. Являясь арт-директором престижного джазового фестиваля в Ньюпорте, контрабасист обладает тонким музыкальным чутьем на малейшие изменения в музыкальных вкусах современной аудитории.

Звучание его густого контрабаса прекрасно отражает это: смело экспериментируя со стилями, музыкант не боится быть новатором. Наряду с тем, чтобы оставаться на одной волне со своими поклонниками, для Крисчена также важно и учить публику слушать джаз, открывать им тайны жанра и знакомить с тем, что еще стилистически не изведано.

[cq_vc_cqcarousel images=”23941,23940,23939,23938″ slidestoshow=”3″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]
Крисчен Макбрайд – о джазе на стыке традиций и современности:

«На сегодняшнем, в частности, фестивале собрались великолепные музыканты, которые понимают, что такое джаз и, главное, каким он может быть. Выходя на сцену, я играю композиции из авторского репертуара, и для меня важна импровизация. Это то, что определяет все мое творчество. Когда говорят, что джаз – это свобода самовыражения, так и есть. Перед зрителями артист раскрывается сам и приоткрывает дверь в свой мир. В джазе можно делать сумасшедшие вещи! Всякий музыкант смотрит на одни и те же ноты и аккорды, но каждый формирует свое видение и уникальный взгляд на современную музыкальную культуру, способный обогатить ее, и это потрясающе!»

Фото: Анастасия Филиппова

[cq_vc_cqcarousel images=”23937,23936,23935″ slidestoshow=”3″ isresize1=”yes” thumbwidth1=”380″ thumbheight1=”260″]