Уильям Джон Эванс, широко известный как Билл Эванс (Bill Evans), обрел популярность во многом благодаря своим новаторским идеям, которые впоследствии получили распространение во всей среде джазовых пианистов.
Композитор и пионер мультитрековой джазовой записи Билл Эванс, начав осваивать музыку с флейты, скрипки и фортепиано, отдал предпочтение последнему. В частности, он выбрал формат джазового трио, полагая, что клавишный инструмент в его составе раскроет его музыкальный талант как пианиста, и он продемонстрирует варианты ритмических техник в своих композициях.
Эванс считается главным новатором в области структуризации джазовой гармонии. Подобно художнику-импрессионисту, он использовал полиритмические мотивы, вдохновляя многих пианистов своего времени. Его импровизации в большинстве построены на динамичном развитии мелодии.
Билл Эванс входит в список Лучшие джазовые пианисты
Эванс высоко ценил творчество И.С. Баха, и след его стиля заметно читается в музыке американского пианиста. Сосредоточив полностью внимание на импровизациях, Билл Эванс не стремился включить в свои произведения элементы стилей, отдаленных от традиционного джаза, например, фьюжна или фри-джаза. Он признан одним из самых влиятельных пианистов периода после Второй Мировой войны.
Джазмен с внешностью профессора
Билл Эванс родился в Плейнфилде, Нью-Джерси, США 16 августа 1929 года в семье Марии и Харри Эванс. Именно мать Билла, православная христианка с русскими корнями, выступавшая в составе церковного хора, оказала влияние на интерес сына к музыке. Уже в возрасте 6 лет Билл освоил скрипку и флейту, но остановился на фортепиано, игре на котором уделил всю свою жизнь.
Билл Эванс могу сделать карьеру профессору, а стал одним из самых влиятельных джазовых пианистов.
Билл один из немногих джазовых музыкантов, получивших профессиональное музыкальное образование музыкального факультета Юго-Восточного университета Луизианы по специальности концертный (академический) пианист, преподаватель фортепиано.
Изучая классиков музыки, литературы, философии, обладая внешностью интеллигента он мог бы стать профессором одно из американских университетов, но вместо этого стал одним из самых влиятельных джазовых пианистов.
Дебюты в качестве композитора
- В 1949 году Эванс сочинил свою первую мелодию Very Early. Некоторое время спустя он с друзьями сформировал собственное трио с Конни Аткинсоном на контрабасе и Фрэнком Робеллом на ударных. Вместе они отыграли серию концертов в джаз-клубах Нью-Джерси.
- В 1956 году Эванс записал свой первый альбом New Jazz Conceptions, включая оригинальные версии произведений Waltz for Debby и Five. Эта запись считается неудачной с коммерческой точки зрения, так как продажи составили всего 800 копий в первый год. При этом у критиков пластинка получила сильный положительный отклик.
Сотрудничество с Майлсом Дэвисом
- В апреле 1958 года пианист Билл Эванс отправился на 8 месяцев в тур с секстетом Майлса Дэвиса. Вскоре он выпустил свою первую студийную запись Jazz Track, но покинул ансамбль Дэвиса в ноябре, поскольку устал от завышенных ожиданий трубача относительно его игры. А в декабре у него уже вышел релиз Everybody digs Bill Evans, который привлек к себе немало внимания.
- В 1959-м Эванс вновь вернулся в состав секстета Дэвиса и принял участие в записи культового альбома Kind of Blue, который в результате стал одним из лучших и самых продаваемых альбомов всех времен. Его выход открыл целый ряд возможностей для развития мелодических и гармонических направлений жанра.
Собственное трио Билла Эванса
К началу осени 1959 года Эванс сформировал свое джазовое трио со Скоттом ЛаФаро на контрабасе и Полом Мотианом за барабанами. Вместе они стали одним из самых востребованных фортепианных трио и записали альбом Portrait in Jazz. В июне 1961 Эванс почти на год пропал из виду из-за смерти Скотта ЛаФаро в автомобильной аварии. Только весной 1962 года он решил воссоздать трио, пригласив в него контрабасистом Чака Израиэлса. Вместе с Херби Манном они записали пластинку Nirvana. Сразу же после этого увидела свет и другая работа Билла Эванса – Undercurrent – при участии гитариста Джима Холла.
Личная жизнь и наркотическая зависимость
По окончанию университета Эванс был призван на службу в армию, где прошел один из самых тяжелых периодов его жизни.
Биографы отмечают, что именно тогда пианист пристрастился к наркотикам, что в дальнейшем серьезно сказалось на его здоровье.
В 1950 Эванс встречает официантку Эллен Шультц, отношения с которой продолжались в течение последующих 12 лет. Эллен, как и Билл, употребляла наркотики и страдала от героиновой зависимости, из-за чего они влезали в большие долги.
Ближе к 1970-м Билл предпринимает попытки отказа от наркотиков, но после того, как через три года узнает о суициде Эллен, возвращается к героину. В том же 73-м Эванс встречает свою первую и единственную жену Ненетт, в браке с которой у них рождается сын.
Билл предпринимал несколько попыток участия в реабилитационных программах, направленных на отказ от наркотиков, но постоянно срывался. Причинами таких срывов были трагические события в жизни пианиста, одним из которых было самоубийство родного брата Гарри.
В 1973 году Билл Эванс встречает свою первую и единственную жену Ненетт
В конце семидесятых заводит роман с его любовницей, Лори Верхомин. Именно она и барабанщик Эванса, Джо ЛаБарбера, 15 сентября 1980 года отвозят Билла в нью-йоркский госпиталь Mount Sinai Hospital, где музыкант умирает в этот же день.
Награды и премии
Альбом Билла Эванса Conservations with Myself был удостоен нескольких престижных премий, включая «Грэмми» в 1963, Swing general Award в Японии в 1967 и Melody make award в Великобритании в 1969. Эванс получил награду за этот альбом и на джазовом фестивале в Монтре. Его другие четыре альбома позже также были отмечены «Грэмми»: Alone (1971), The Bill Evans Album (1972), I will Say Goodbye (1980) и We Will Meet Again (1980).
После смерти
- В 1994 году Эванс был посмертно награжден премией «Грэмми» за достижения и заслуги в области музыки в течение жизни (The Grammy Lifetime Achievement Award).
- Его записи из радиоэфиров в 1960 году были изданы под названием The 1960 Birdland Sessions, которые исполнил его ансамбль в Нью-Йорк Сити Холле.
Рекомендуем: Джазовые этюды – хрестоматия пианиста