Классический джазовый ансамбль состоит из трех инструментов – рояля, контрабаса и барабанов. Всем поклонникам джазовой музыки и профессиональным музыкантам известны имена тех выдающихся личностей, в частности, пианистов, которые создавали историю жанра – Дэйв Брубек (Dave Brubeck), Рэй Чарльз (Ray Charles), Каунт Бэйси (Count Basie), Ленни Тристано (Lennie Tristano), Фэтс Уолер (Fats Waller), Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и многие другие, чьи имена можно продолжать называть еще долго. Мы хотим обратить внимание на 10 лучших джазовых пианистов, которые внесли значимый вклад в культуру импровизации и оставили после себя великое джазовое наследие.
Как начать слушать джаз – советы начинающим
Ахмад Джамал (Ahmad Jamal)
В то время как большинство музыкантов стремились играть «с усилием» на фортепиано, Ахмад Джамал отдавал предпочтение легким прикосновениям к клавишам, благодаря чему выработал собственную манеру исполнения. Сильное влияние оказало на пианиста творчество Майлса Дэвиса (Miles Davis) – это прослеживается в длинных паузах, которые делает Джамал в некоторых своих произведениях. Одной из лучших пластинок этого американского пианиста и композитора критики называют At the Pershing: But Not For Me, записанную в отеле Pershing в 1958 году. Не менее блестящую запись Ахмад Джамал сделал в 1970 году на лейбле Impulse! – The Awakening and Freeflig. И в 2010 – A Quiet Time.
Читайте также биографию Эрика Рида
Оскар Питерсон (Oscar Peterson)
Канадский пианист Оскар Питерсон с более чем 60-летним музыкальным стажем завоевал 8 премий «Грэмми» и записал более 200 композиций. Ловкость пальцев во время игры на пианино Питерсон продемонстрировал еще ребенком, а выступать профессионально стал в подростковом возрасте. Оказавшись под сильным влиянием творчества Арта Тэйтума (Art Tatum), пианист выпустил несколько знаменитых альбомов на лейбле Verve в 1950-60-е годы, включая пластинки The President Plays with the Oscar Peterson Trio (1964) с участием Лестера Янга (Lester Young), и Night Train (1962).
Чик Кориа (Chick Corea)
Начав профессионально играть в старшей школе, Чик Кориа уже не покидал большую сцену. За всю свою карьеру он записал более дюжины высоко оцененных критиками альбомов, в числе которых Now He Sings, Now He Sobs (1968) и My Spanish Heart (1976). После совместной работы с Майлсом Дэвисом над альбомом Bitches Brew в стиле джаз-фьюжн, Кориа поспособствовал продвижению жанра и сумел воплотить многие собственные идеи в коллективе Return to Forever. Бэнд вновь был собран для гастрольного тура в 2008 году, участие в котором приняли контрабасист и бас-гитарист Стэнли Кларк (Stanley Clarke), гитарист Эл Ди Меола (Al Di Meola) и барабанщик Лени Уайт (Lenny White).
Кит Джарретт (Keith Jarrett)
Виртуозным и плодовитым джазовым пианистом можно назвать Кита Джарретта, удостоенного премии Национального фонда искусств мастеров джаза. Он выпустил несколько поистине бесценных релизов классического джаза за более чем 40 лет своей карьеры. На протяжении трех последних десятилетий он играет и записывается со своим Jarrett’s Standards Trio, в состав которого входят контрабасист Гэри Пикок (Gary Peacock) и барабанщик Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette). Этот удивительный ансамбль записал немало успешных альбомов на лейбле ECM. Сольная работа Кита Джарретта не менее популярна, как и в трио. Особого внимания заслуживает его концерт в Кельне в 1975 году, где весь концерт представляет из себя чистую импровизацию.
Маккой Тайнер (McCoy Tyner)
Маккой Тайнер был главной движущей силой в квартете Джона Колтрейна (John Coltrane) с 1960 по 1965 годы. 77-летний пианист известен своим «тяжелым» подходом к игре на клавишных инструментах, который подкрепляется мощными блок-аккордами в левой руке. Его «легкий» стиль игры можно услышать на некоторых альбомах Джона Колтрейна, например, Crescent и A Love Supreme. В поздние 60-е Тайнер перешел на интуитивное исполнение, и его композиции стали звучать живее. То есть играя произведение он опирался на собственные ощущения в звучании, не забывая, разумеется, при этом и о встречающихся знаках в нотах. Наиболее интересной его работой является запись живого концерта в Сан-Франциско в 2009 году – Solo: Live From San Francisco.
Билл Эванс (Bill Evans)
Когда пианист Билл Эванс объединился с барабанщиком Полом Мотианом (Paul Motian) и контрабасистом Скоттом ЛаФаро (Scott LaFaro), они сформировали одно из самых прекрасных трио за всю историю джаза! Великолепная сыгранность музыкантов подтверждается их совместным выступлением в Village Vanguard в 1961 году. Вдохновленный французскими композиторами-импрессионистами Клодом Дебюсси (Claude Debussy) и Морисом Равелем (Maurice Ravel), Билл Эванс особенно трепетно относился к аранжировкам – вспомните знаменитые Blue in Green и Flamenco Sketches из альбома Майлса Дэвиса из альбома Kind of Blue.
Самыми значимыми альбомами в карьере Эванса музыкальные критики называют Portrait in Jazz (1959), Waltz for Debby (1962) и его дуэт с Тони Беннеттом (Tony Bennett) в 1975 году.
Херби Хэнкок (Herbie Hancock)
С самого первого альбома Takin’ Off Херби Хэнкока, записанного им в 22 года на лейбле Blue Note, было очевидно, что музыкант одарен талантом как пианиста, так и композитора. Записанная впоследствии Watermelon Man стала самой популярной его композицией. На протяжении 60-х записи Хэнкока на Blue Note отличались высокой экспрессивностью (например, Maiden Voyage), качество его игры на порядок отличалось от музыкантов, творивших с ним в одно время.
В начале 70-х Херби Хэнкок начинает импровизировать с джаз-фанком и уже в 1973 году выпускает историческую пластинку Head Hunters – культовый альбом, определивший основные направления жанра джаз-фьюжн. В 1983 году последовала песня Rockit, запомнившаяся всем как первая джазовая запись с использованием звуковых эффектов (в данном случае – потрескивание пластинки).
Помимо музыкальной деятельности Хэнкок нередко читает образовательные лекции, преподает в музыкальных колледжах. По сведениям журнала Rolling Stone, Херби Хэнкок в 2014 году стал профессором поэзии Гарвардского университета.
Бад Пауэлл (Bud Powell)
Ученик Телониуса Монка Бад Пауэлл признан одним из величайших пианистов в жанре бибоп и ведущим музыкантом, оказавшим значительное влияние развитие джаза. В 1945 году Пауэлл попал в больницу после того, как был избит сотрудниками полиции (тогда ему было 20 лет). Это нисколько не отразилось на нарастающем гении будущего выдающегося пианиста. Подтверждением тому служит его контракт с лейблом Blue Note и запись альбома Bud Plays Bird, а также пятисерийного сборника The Amazing Bud Powell, включая встречу в 1953 году в Мэсси Холл (Massey Hall).
Бад Пауэлл достиг больших успехов и как композитор. Ему принадлежит авторство таких композиций, как Parisian Thoroughfare, Bouncing With Bud и Un Poco Loco.
Телониус Монк (Thelonious Monk)
Известный своим резким, нестандартным подходом к гармонии и ритму Телониус Монк – один из самых оригинальных джазовых пианистов. Студийные записи, которые выпускал Монк в 50-е, включая альбомы Brilliant Corners и Thelonious Monk with John Coltrane, невозможно было сравнить с его живыми совершенно необыкновенными выступлениями. Особенно его концерт в нью-йоркском клубе Five Spot, вышедший на диске под названием Misterioso: Thelonious in Action.
На одной из наиболее значимых его работ – сольной пластинке Alone in San Francisco – Монк исполняет свои самые великолепные баллады: Pannonica, Reflections и Ruby, My Dear.
10 советов Телониуса Монка музыкантам
Арт Тэйтум (Art Tatum)
Арт Тэйтум, возможно, самый виртуозный пианист в истории джаза. Его исполнение можно назвать поистине колоссальным – та скорость, с которой он переносит пальцы с клавиши на клавишу, восхищает даже самую искушенную публику! Не является препятствием и физический недуг пианиста (Тэйтум родился слепым и только после ряда операций смог различать одним глазом контуры предметов). Головокружительная композиция Tiger Rag, записанная в 1933 году, стала частью знаменитого сборника Piano Starts Here на лейбле Columbia. В эту же компиляцию также вошли первые записи Тэйтума.
Наряду с безупречной и при этом невероятно быстрой техникой игры, он играл страйд, используя арпеджио, охватывающие всю клавиатуру. Это тоже оказало влияние на его музыкальный стиль. Какое бы соло Арта Тэйтума вы не решились послушать, в каждом прослеживаются его выдающиеся способности. На первый взгляд, может показаться, что это все благодаря природному таланту. Но немало важную роль играют ежедневные тренировки музыкальных упражнений.