Музыкант с большой буквы Херби Хэнкок (Herbie Hancock) выступил в Гарвардском центре Mahindra Humanities. Новаторские идеи Херби Хэнкока и его гениальное мышление уже давно покорили весь мир. Уникальный композитор постоянно стремится выйти за границы обыденного видения и понимания музыки. Стоит отдать ему должное, в отличие от прочих многочисленных музыкальных новаторов, Хэнкок делает это настолько плавно, осмысленно и с глубочайшей сосредоточенностью, что выделяет и ставит его на первые места среди остальных.
Хэнкок входит в число наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века. С раннего детства он начал проявлять себя в джазе как очень одаренный и перспективный музыкант. Уже в возрасте 11 лет он играл с Чикагским Симфоническим Оркестром. Впрочем, не хотелось бы слишком вдаваться в биографию столь известного композитора, фактами которой итак переполнены просторы интернета.
Херби с неподдельной теплотой делится с аудиторией непростыми воспоминаниями о трубаче. Первая часть лекции посвящена в большей степени ему, потому что именно Майлз внес наибольший вклад в развитие широкого, экспериментального взгляда на музыку Херби Хэнкока. Как говорил сам музыкант, в своих интервью, Майлз научил его воспринимать разную музыку, помимо джаза, благодаря чему он и смог открыть для себя новые интересные звучания, не отходя от самого джаза. Любопытным является первое знакомство с Дэвисом, вернее то, что он говорил об игре Хэнкока, особенно учитывая тот факт, что Майлз всегда был крайне немногословен.
Когда Майлз впервые услышал игру Хэнкока, он только произнес хриплым голосом: «чудесное касание»
Рассказывая об этом опыте, Херби Хэнкок, улыбаясь, сразу же вспоминает своего второго преподавателя фортепиано – миссис Джордан, благодаря которой он и овладел этим «чудесным касанием». Ведь, на момент начала обучения у нее, имея безупречное знание нот и правил, музыканту не хватало более чувственной подачи своей игры. Дальнейшее описание сотрудничества с Майлзом Дэвисом снова вызывает у Херби позитивные эмоции и чувство глубокой благодарности. Таково было введение в лекцию.
2. Вторая лекция «Нарушение правил»
Хэнкок рассуждает о том, как нужно подходить к правилам в современном джазе, и с кого действительно можно и нужно брать пример. Упоминаются многие музыканты, ответственные за революцию в бибопе, модальном и кул-джазе, а также в симфонической музыке: Билл Эванс, Джон Колтрейн, Игорь Стравинский (являющийся одним из любимых композиторов Хэнкока) и Майлз Дэвис.
Затронута была немаловажная тема (даже в наше время) дискриминации по половому и прочим признакам (религиозные, национальные, половая ориентация, политические) в джазе. В этот момент лекция принимает не столько музыкальное, сколько моральное значение, потому как нарушение правил в данном контексте относится к устранению укоренившихся стереотипов, мешающих обратить внимание непосредственно на талант музыкантов. Херби подчеркивает, что верит в новые методы развития музыкальной концепции, способной объединить в себе ментальную, научную и музыкальную стороны для позитивного результата.
3. Третья лекция «Культурная дипломатия и голос свободы»
Начинается она с гордого лозунга: «Джаз – всегда был голосом свободы для миллионов людей по всему миру». Рассуждая на данную тему в джазе, Херби Хэнкок вновь упомянул значимых музыкантов прошлого века, среди которых Луи Армстронг, Дэйв Брубек, Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман, вдохновившие многих последующих композиторов.
Джаз – всегда был голосом свободы для миллионов людей по всему миру
В качестве примера своей работы над культурной дипломатией, Херби назвал альбом Imagine Project, выпущенный в 2010 году. В записи принимали участие совершенно разные музыканты (Пинк, Дэйв Мэтьюс, Чака Кан, Джон Леджент, Джеймс Моррисон), чьи стили разительно отличались друг от друга, но под чутким и профессиональным присмотром Хэнкока проект получил волшебное звучание.
Эта тема может показаться несколько странной в концепции обсуждения джазовой этики. Херби Хэнкок не случайно выбрал ее для обсуждения. Напомним, что композитор является последователем буддийского движения Сока Гаккай.
Буддизм, как и другие направления в духовном совершенствовании, являются незаменимыми для многих музыкантов и людей творческих профессий, особенно в последние годы. Херби повествует о том, насколько важны душевное спокойствие и равновесие для позитивного созидания и энергетического потенциала, о том, что мы должны творить без страха.
Боль и страдания не могут создать притягательные работы в искусстве – говорит Херби – удовольствие должно присутствовать во всем, что мы делаем
«Вдохновение, упорная работа, изменения, никогда не падать духом, харизма, инновации, способности и воображение – вот характеристики, которые должны присутствовать в вас». Буддизм и осмысленность помогла Хэнкоку полностью раскрыть свои способности.
5. Пятая лекция «Однажды в джазе…»
Тема новейших технологий обработки и преобразования звука с наглядной демонстрацией была не менее интересна, особенно, учитывая ее практическую направленность. Вместе с трио музыкантов композитор устроил джем-сейшн, в ходе которого, меняя ритм и направление, публике были представлены новейшие технологии в обработке вокала. И, конечно же, мастерство Хэнкока вкупе с технологиями стилизации звука произвели мощное впечатление на присутствующих.
В завершении добавлю, что Херби Хэнкок на протяжении всех дней лекции делился своими новаторскими идеями и теплой энергетикой, которая и должна присутствовать в каждом великом музыканте.
Услышав однажды его музыку, вы не сможете остаться равнодушными. На протяжении всей своей карьеры Херби не перестает совершенствоваться и развиваться духовно, именно этой истине и стоит учиться у таких людей!