Джаз уникален своим неповторимым стилем. Изысканный и мягкий как smooth, он может в мгновение перевоплотиться в резкий и колючий avant-garde. Импровизация – ключ к созданию джазовых сочинений, а потому жанр претерпел немало изменений за более чем 100-летний период существования. Не секрет, что новое – это хорошо забытое старое, и без основ классики современные тенденции просто не смогут существовать.

Мы собрали для вас великие джазовые композиции, повлиявшие на историю становления жанра. Все они прошли испытание критикой музыкальных знатоков и любовью поклонников. Прибавьте звук и настраивайтесь на джазовую волну!

1. Пол Дезмонд – Take Five

Записанная Полом Дезмондом (Paul Desmond) и исполненная Квартетом Дейва Брубека (Dave Brubeck) композиция Take Five вошла в альбом 1959 года Time Out. Следующие пару лет она сохраняла высокие позиции в музыкальных чартах и стала самой продаваемой за год.

Первое живое исполнение Take Five услышали в нью-йоркском клубе Village Gate в 1959. За 50-летнюю историю на композицию было записано несчетное количество каверов. Музыканты использовали ее фрагменты, оригинальные или в переложении, на своих выступлениях – восторг публики был непередаваемым!

Легендарной Take Five стала благодаря нестандартному, ранее не использовавшемуся в джазе, ритму 5/4 и барабанному соло, записанному Джо Морелло (Joe Morello). О происхождении названия выдвигают две версии. Наиболее распространенная основана на ритме пять-четвертых. Квартет Брубека первым записал произведение в подобном размере и решил сделать на этом акцент в названии сочинения: «давайте (попробуем) на пять». Другие предполагают, что опираться нужно на смысл названия: take five  в английском языке означает «сделать небольшой (5-минутный) перерыв».

Рекомендуем: Как начать слушать джаз – советы начинающим

2. Джерри Херман – Hello, Dolly!

Легендарной песня Hello, Dolly! стала в устах Короля новоорлеанского джаза Луи Армстронга (Louis Armstrong). На самом деле запись была сделана в рекламных целях мюзикла Dolly, A Damned Exasperating Woman 1963 года. Песню выпустили перед показом, и ее оглушительный успех привел к тому, что мюзикл был переименован в Hello, Dolly! Запись стала самой известной в репертуаре Армстронга, получившего за нее премию Grammy в номинации «Лучший мужской вокал».

На этом история не заканчивается. Для одноименного фильма 1969 года Сэчмо записался дуэтом с Барброй Стрейзанд. Мелодия снова сорвала шквал аплодисментов и закрепила за собой статус самого популярного джазового стандарта.

Заметили и оценили ее и на советском пространстве – Муслим Магомаев исполнил свою версию хита. К слову сказать, Луи также позволил себе слегка отойти от текста: вместо оригинального Hello, Dolly! Well, hello, Dolly! он пел «Hello, Dolly! This is Louis, Dolly!»

Узнайте, как называли Луи Армстронга – Прозвища джазовых музыкантов

3. Х.Кармайкл и С.Горрелл – Georgia on My Mind



Georgia on My Mind была записана в 1930 году и впервые исполнена оркестром Хоуги Кармайкла (Hoagy Carmichael), который также исполнил и вокальную партию. Слова принадлежат Стюарту Горреллу (Stuart Gorrell).

ray charles jazzpeopleКак создавалась песня Mess Around

Критики сразу же предположили, что песня написана в честь сестры Кармайкла – Джорджии. Сам автор музыки опровергает эту точку зрения в своей второй автобиографии Sometimes I Wonder: он пишет, что песня задумывалась по инициативе бэнд-лидера Фрэнки Трамбауэра (Frankie Trumbauer), который предложил написать о штате Джорджия. Фрэнки предложил и вступительные слова: «Georgia, Georgia…» Рассказывая о происхождении песни, Хоуги Кармайкл ни разу не упомянул о своей сестре.

4. Джордж Гершвин – Summertime

Заглавная тема Summertime знаменитой джазовой арии Porgy & Bess, как и многие другие хиты, исполнялась в различных вокальных и инструментальных обработках.

Роман «Порги» вышел из-под пера Дюбоса Хейварда (Dubose Heyward) в 1924 году. Спустя 2 года появилась пьеса по роману. Джорджу Гершвину (George Gershwin) сразу пришлась по душе пьеса, и его одолевало сильное желание написать оперу на основе «Порги». Наконец, после долгого ожидания и переговоров в 1933 году писатель и композитор подписали контракт с лондонским театром Guild Theatre. Женскую вокальную партию Клары писал брат Гершвина, Айра (Ira Gershwin).

История успеха оперы длинная. Несмотря на гениальность ее создателей, публика не сразу приняла и поняла постановку. В то время к ней относились несерьезно, и только через 20 лет она получила признание во всем мире, в том числе добралась и до совесткой театральной сцены.

Самая первая джазовая запись в мире

5. Р.Роджерс и Л.Харт – My Funny Valentine

Написанная Ричардом Роджерсом (Richard Rodgers) и Лоренцом Хартом (Lorenz Hart) мелодия для мюзикла Babes in Arms всемирную известность получила благодаря Чету Бейкеру (Chet Baker).

Содержание песни Роджерса довольно неоднозначно. С одной стороны, главная героиня, исполняющая вокальное соло, восхищается своим Валентином и просит его быть с ней, так как без него не представляет своей жизни. Если вслушаться в текст внимательнее, то можно почувствовать, что девушка, напротив, посмеивается над своим несчастным поклонником. Она считает его немужественным, слабым и к тому же интеллектуально не особенно одаренным. Апогеем становится тот факт, что она просит его оставаться самим собой. Несмотря на эти наблюдения, исполненная Четом Бейкером в послевоенные годы песня My Funny Valentine сразу же стала гимном для всех влюбленных сердец.

В 2015 году версия совместной записи квартета Джерри Маллигана (Gerry Mulligan) и Чета Бейкера была добавлена в Национальную библиотеку Конгресса как песня, имеющая  «важное культурное, художественное и историческое значение для американского общества и представляющая собой национальное музыкальное достояние».

Рекомендуем: С чего начать играть джаз

6. Дюк Эллингтон – Caravan


Авторство самого известного хита Дюк Эллингтон (Duke Ellington) разделил с Хуаном Тизолом (Juan Tizol), тромбонистом оркестра Герцога.

Duke Ellington jazzpeopleВеликолепный Дюк

Достаточно простая, на первый взгляд, композиция Caravan с восточным оттенком в звучании разрабатывалась Эллингтоном поэтапно. Партии музыкальных инструментов одна за другой накладываются на звучания друг друга. В созданной атмосфере таинственности и мистичности рождается невероятной красоты мелодия, завладевающая вниманием слушателя. Когда мелодия разворачивается, инструменты начинают звучать попеременно, как будто ведут диалог.

Джеймс Л. Коллиер писал: «Это классическая эллингтоновская вещь. Она полна движения, полна перемен, но все сплетено так естественно, что за общим впечатлением слушатель почти не замечает отдельных элементов».

Рекомендуем: Легендарные джазовые композиции. Часть 2