Телониус Монк (1917-1982)

Очерк из книги Ефима Барбана «Джазовые портреты» (2006 год)

Вспоминая о Телониусе Монке, его современники рисуют образ замкнутого, молчаливого и эксцентричного человека, избегавшего шумных джазовых сборищ и рекламных жестов.

10 советов Телониуса Монка музыкантам

Отчужденность, погруженность в свой внутренний мир, сосредоточенность лишь на музыкальном самовыражении закрепили за великим пианистом репутацию странного, чудаковатого, не от мира сего человека, тем более, что к концу жизни у него возникли проблемы с психикой.

Нередко этот его образ переносился на его музыку, которая не только публикой, но и многими музыкантами и критиками воспринималась как проявление творческой экстравагантности и даже профессионального неумения.

Альбомы Телониуса Монка входят в редкие музыкальные коллекции джаза

Телониус Монк - Гений, явившийся из джазового небытия
По мнению , Монк саркастично относился к джазовым стандартам

Так, известный гитарист Херб Эллис, много лет проигравший в трио Оскара Питерсона, утверждал, выражая довольно распространенное в джазе мнение:

«Монк – хороший композитор, но не пианист. С его технической ограниченностью он не способен исполнять логично развивающийся свингующий джаз. Его рояль звучит уродливо, надуманно и бессвязно. Рэй Браун, который однажды играл с Монком, уверял, что тот попросту разыгрывает и дурачит слушателей – как критиков, так и музыкантов».

Исполнительская манера Монка была полной противоположностью виртуозной фортепианной акробатике Арта Тейтума и Оскара Питерсона. Телониус Монк был самоучкой; не только его музыкальное мышление, но даже его пальцовка отличалась от общепринятых – он держал пальцы горизонтально по отношению к клавиатуре, а не дугой, как того требует традиционная школьная постановка. И это многое объясняет в его технике.

Исполняя знакомые всем джазовые стандарты, Монк превращал их в неузнаваемые диссонирующие композиции, далекие от принятой в традиционном джазе песенной формы. У него было глубоко индивидуальное ощущение музыкального времени, его джазовый космос не спутаешь ни с каким другим.

Телониус Монк (Thelonious Monk)
Ефим Барбан пишет, что Телониус Монк относился к роялю как к ударному инструменту

Считается, что пианизм Монка восходит к традиции гарлемского страйда, однако их связывает лишь перкуссивный характер исполнения. Монковский стиль недостаточно назвать лапидарным (прим.автора – краткий) или экономным. Великий новатор попросту «выпаривал» мелодическую линию, оставляя лишь ее ритмический каркас.

Телониус Монк в списке 5 лучших джазовых музыкантов

По сути дела, Телониус Монк относился к роялю как к ударному инструменту. «Мхатовские паузы» в импровизациях, «пунктирное» проигрывание темы, асимметричность ее структуры, отсутствие сентиментальности или «настроения» в музыке, бурлескный саркастичный юмор и парадоксальность музыкального мышления отпугивали слушателей. А использование целотоновой гаммы, лидийского лада и хроматики еще более отдаляли его музыку от афроамериканской традиции.

Телониус Монк (Thelonious Monk)
Телониус Монк – новатор джаза своей эпохи

Как отметил Гантер Шуллер:

«Музыкант монковской индивидуальности и художественной цельности никогда не может быть принят широкой публикой. Бесполезно даже пытаться достичь этого – по крайней мере, на условиях публики».

Конечно, новаторство и своеобразие монковского пианизма во многом объясняется тем, что его никогда не учили играть на рояле, и пришлось изобретать собственный велосипед. Разительный пример того, как незнание оборачивается гениальным прозрением.

Гением Монка можно назвать хотя бы уже потому, что он не продолжал и не развивал чьи-либо идеи или стиль; своей музыкой он обязан лишь самому себе. Это был гений, явившийся из джазового небытия.


Телониус Монк входит в список музыкантов, изменивших джаз


Однако с точки зрения конвенционального джазового пианизма, вершиной которого считается школа Тейтума – Питерсона (или в более современном обличье – Джарретта – Кориа), Монк представляется джазовым маргиналом, невеждой забредшим в чужой монастырь со своим уставом.

Телониус Монк (Thelonious Monk)
Критики считали пианизм Телониуса Монка неумелым. но неотричали его композиторский талант

Тем не менее Телониус Монк оказался одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза. Причем характерно, что не только пианисты заимствовали его идеи. Наибольшее влияние он оказал на исполнителей на духовых и язычковых инструментах  – в частности, на Сонни Роллинза и Джонни Гриффина, перенявших у него искусство оперировать паузой и лапидарную ритмическую выразительность.

Фразировка Майлза Дэвиса также подозрительна похожа на монковскую. В большей степени, чем кому-либо, бибоп обязан Монку своей ритмической концепцией.

Когда в нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse в 1941 году 24-летний пианист вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи выковывал этот джазовый стиль, он уже в полной мере обладал своим органичным ритмическим «пороком», ставшим фундаментом нового стилистического мышления. Так что частицу монковского «фортепианного безумия» можно обнаружить в музыке практически любого крупного музыканта современного джаза.

Телониус Монк (Thelonious Monk) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)
Телониус Монк и Диззи Гиллеспи

Даже те музыканты и критики, у которых были претензии к монковскому пианизму, признавали его незаурядный композиторский талант. Многие темы Монка стали джазовыми стандартами. Однако их мелодии отличаются от песенной формы традиционных джазовых композиций. Лишенные сентиментального благозвучия опусы Монка с гораздо большим правом можно назвать инструментальными произведениями камерной музыки. Round about Midnight, Brilliant Corners, Criss Cross, Misterioso, Straight, No Chaser, Epistrophy – эти его знаменитые темы стали источником вдохновения для нескольких поколений джазменов и будут жить в XXI веке.

Узнайте, чем Монк похож на Хемингуэя – Любимые питомцы джазовых исполнителей

Телониус Монк (Thelonious Monk)
Оставив джаз, Монк продолжал наслаждаться жизнью

Ответы Телониуса Монка на заданные ему вопросы в одном из интервью очень похожи на его музыку:

  • – Есть ли у вас другие интересы кроме музыки?
  • – Жизнь в целом.
  • – Что вы намерены делать в оставшиеся годы жизни?
  • – Наслаждаться ею.
  • – В чем цель жизни?
  • – В смерти.

Афористичность ответов и парадоксальность монковской ментальности сродни его музыкальному мышлению.

Трудно сказать, что заставило Монка оставить джаз. Последний раз он выступил со своим квартетом на Ньюпортском джазовом фестивале в 1876 году. После этого и до самой кончины 17 февраля 1982 года на 65-м году жизни он провел шесть лет затворником в глуши штата Нью-Джерси, в доме своей давней покровительницы баронессы Панноники де Кенигсвартер, урожденной Ротшильд.


Читайте также: Фильм «Баронесса джаза» – история любви Телониуса Монка


 

«Баронесса джаза» и Телониус Монк
Телониус Монк и Панноника Ротшильд

Фраза Гантера Шуллера из его рецензии на один из альбомов Монка могла бы стать эпитафией великого пианиста:

«В наше время стандартизации и льстивого конформизма мы должны быть благодарны судьбе за появление талантов, подобных Телониусу Монку, который представляется некоторым из нас немного загадочной и удивительной фигурой».


Фрагмент из книги Ефим Барбан. Джазовые портреты
Издательство: Композитор. – Санкт-Петербург. – 2006.


Предлагаем узнать о самых лучших джазовых пианистах в истории жанра и послушать их музыку.