Телониус Монк (1917-1982)
Очерк из книги Ефима Барбана «Джазовые портреты» (2006 год)
Вспоминая о Телониусе Монке, его современники рисуют образ замкнутого, молчаливого и эксцентричного человека, избегавшего шумных джазовых сборищ и рекламных жестов.
Отчужденность, погруженность в свой внутренний мир, сосредоточенность лишь на музыкальном самовыражении закрепили за великим пианистом репутацию странного, чудаковатого, не от мира сего человека, тем более, что к концу жизни у него возникли проблемы с психикой.
Нередко этот его образ переносился на его музыку, которая не только публикой, но и многими музыкантами и критиками воспринималась как проявление творческой экстравагантности и даже профессионального неумения.
Альбомы Телониуса Монка входят в редкие музыкальные коллекции джаза

Так, известный гитарист Херб Эллис, много лет проигравший в трио Оскара Питерсона, утверждал, выражая довольно распространенное в джазе мнение:
«Монк – хороший композитор, но не пианист. С его технической ограниченностью он не способен исполнять логично развивающийся свингующий джаз. Его рояль звучит уродливо, надуманно и бессвязно. Рэй Браун, который однажды играл с Монком, уверял, что тот попросту разыгрывает и дурачит слушателей – как критиков, так и музыкантов».
Исполнительская манера Монка была полной противоположностью виртуозной фортепианной акробатике Арта Тейтума и Оскара Питерсона. Телониус Монк был самоучкой; не только его музыкальное мышление, но даже его пальцовка отличалась от общепринятых – он держал пальцы горизонтально по отношению к клавиатуре, а не дугой, как того требует традиционная школьная постановка. И это многое объясняет в его технике.
Исполняя знакомые всем джазовые стандарты, Монк превращал их в неузнаваемые диссонирующие композиции, далекие от принятой в традиционном джазе песенной формы. У него было глубоко индивидуальное ощущение музыкального времени, его джазовый космос не спутаешь ни с каким другим.

Считается, что пианизм Монка восходит к традиции гарлемского страйда, однако их связывает лишь перкуссивный характер исполнения. Монковский стиль недостаточно назвать лапидарным (прим.автора – краткий) или экономным. Великий новатор попросту «выпаривал» мелодическую линию, оставляя лишь ее ритмический каркас.
Телониус Монк в списке 5 лучших джазовых музыкантов
По сути дела, Телониус Монк относился к роялю как к ударному инструменту. «Мхатовские паузы» в импровизациях, «пунктирное» проигрывание темы, асимметричность ее структуры, отсутствие сентиментальности или «настроения» в музыке, бурлескный саркастичный юмор и парадоксальность музыкального мышления отпугивали слушателей. А использование целотоновой гаммы, лидийского лада и хроматики еще более отдаляли его музыку от афроамериканской традиции.
«Музыкант монковской индивидуальности и художественной цельности никогда не может быть принят широкой публикой. Бесполезно даже пытаться достичь этого – по крайней мере, на условиях публики».
Конечно, новаторство и своеобразие монковского пианизма во многом объясняется тем, что его никогда не учили играть на рояле, и пришлось изобретать собственный велосипед. Разительный пример того, как незнание оборачивается гениальным прозрением.
Гением Монка можно назвать хотя бы уже потому, что он не продолжал и не развивал чьи-либо идеи или стиль; своей музыкой он обязан лишь самому себе. Это был гений, явившийся из джазового небытия.
Телониус Монк входит в список музыкантов, изменивших джаз
Однако с точки зрения конвенционального джазового пианизма, вершиной которого считается школа Тейтума – Питерсона (или в более современном обличье – Джарретта – Кориа), Монк представляется джазовым маргиналом, невеждой забредшим в чужой монастырь со своим уставом.

Тем не менее Телониус Монк оказался одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза. Причем характерно, что не только пианисты заимствовали его идеи. Наибольшее влияние он оказал на исполнителей на духовых и язычковых инструментах – в частности, на Сонни Роллинза и Джонни Гриффина, перенявших у него искусство оперировать паузой и лапидарную ритмическую выразительность.
Фразировка Майлза Дэвиса также подозрительна похожа на монковскую. В большей степени, чем кому-либо, бибоп обязан Монку своей ритмической концепцией.
Когда в нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse в 1941 году 24-летний пианист вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи выковывал этот джазовый стиль, он уже в полной мере обладал своим органичным ритмическим «пороком», ставшим фундаментом нового стилистического мышления. Так что частицу монковского «фортепианного безумия» можно обнаружить в музыке практически любого крупного музыканта современного джаза.

Даже те музыканты и критики, у которых были претензии к монковскому пианизму, признавали его незаурядный композиторский талант. Многие темы Монка стали джазовыми стандартами. Однако их мелодии отличаются от песенной формы традиционных джазовых композиций. Лишенные сентиментального благозвучия опусы Монка с гораздо большим правом можно назвать инструментальными произведениями камерной музыки. Round about Midnight, Brilliant Corners, Criss Cross, Misterioso, Straight, No Chaser, Epistrophy – эти его знаменитые темы стали источником вдохновения для нескольких поколений джазменов и будут жить в XXI веке.
Узнайте, чем Монк похож на Хемингуэя – Любимые питомцы джазовых исполнителей

Ответы Телониуса Монка на заданные ему вопросы в одном из интервью очень похожи на его музыку:
- – Есть ли у вас другие интересы кроме музыки?
- – Жизнь в целом.
- – Что вы намерены делать в оставшиеся годы жизни?
- – Наслаждаться ею.
- – В чем цель жизни?
- – В смерти.
Афористичность ответов и парадоксальность монковской ментальности сродни его музыкальному мышлению.
Трудно сказать, что заставило Монка оставить джаз. Последний раз он выступил со своим квартетом на Ньюпортском джазовом фестивале в 1876 году. После этого и до самой кончины 17 февраля 1982 года на 65-м году жизни он провел шесть лет затворником в глуши штата Нью-Джерси, в доме своей давней покровительницы баронессы Панноники де Кенигсвартер, урожденной Ротшильд.
Читайте также: Фильм «Баронесса джаза» – история любви Телониуса Монка

Фраза Гантера Шуллера из его рецензии на один из альбомов Монка могла бы стать эпитафией великого пианиста:
«В наше время стандартизации и льстивого конформизма мы должны быть благодарны судьбе за появление талантов, подобных Телониусу Монку, который представляется некоторым из нас немного загадочной и удивительной фигурой».
Фрагмент из книги Ефим Барбан. Джазовые портреты
Издательство: Композитор. – Санкт-Петербург. – 2006.
Предлагаем узнать о самых лучших джазовых пианистах в истории жанра и послушать их музыку.