Американский саксофонист Сонни Роллинз, бесспорно, является живой легендой джаза. В интервью Сонни Роллинз рассказал о Телониусе Монке, болезни, отношении к джазу и критикам. Текст переведен порталом JazzPeople.

Монк является моим Гуру

Искусство его импровизации обширно, чувственно и мастерски воплощается в игре на саксофоне. И хотя диагноз фиброза легких может мешать работе в полную силу, за плечами 87-летнего музыканта 66-летний опыт грандиозных концертов и студийных записей.

Найдите молодого Сонни Роллинза на легендарном снимке «Великий день в Гарлеме»

интервью Сонни РоллинзНе так давно можно было заметить, что Роллинз как будто грустный: отчасти потому, что недавно он передал свои массивные личные музыкальные архивы в Нью-Йоркский центр исследований черной культуры, отчасти – потому что ему пришлось отложить свой саксофон.

– Какие чувства вы испытали, пожертвовав свои архивы в Нью-Йоркский центр исследований черной культуры? Этот материал – работа всей вашей жизни, и теперь вы отдаете его.

Сонни Роллинз о передаче архивов

– Это вызывает у меня смешанные эмоции, к тому же, большая часть архивированного материала была сделана не только мной. Я много думал о том, что я сделал в музыкальном плане и что бы я мог сделать.

Я много слушаю радио и часто слышу там парня, который говорит: «Хорошего тебе сегодня дня и наслаждайся». Я ненавижу слово «наслаждайся».

Для меня весь смысл жизни не упирается в наслаждение только для себя

Смысл жизни для меня заключается в даровании. Делать то, что приносит радость и мне и делает счастливыми других людей.

– Если бы не ваша музыка, что бы вы смогли дать людям?
Интервью Сонни Роллинз
Знаменитый снимок Роллинза на Вильямсбургском мосту

О предназначении человека

– Нужно быть просто хорошим человеком. Помнить очень важное правило: «Обращайся с другими так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой», не пытаясь причинить кому-то боль и вред. Думать и заботиться о других совсем не сложно.

– Могли бы вы чуть больше рассказать о том, что вы почувствовали, когда осознали, что не можете больше играть на саксофоне?

Сонни Роллинз рассказал о болезни

интервью Сонни Роллинз
Роллинз в 1957 году

– Некоторое время назад мне поставили диагноз «фиброз легких». Если бы я продолжил играть, то заболел бы еще серьезнее. В этот момент я произнес: «Вот гадство! Я больше не могу играть на моем саксофоне!».

Я переживал период очень тяжелой затяжной депрессии.

У меня возникло чувство, что я попал в запутанный жизненный лабиринт, был очень подавлен, но все-таки мне удалось выбраться из него.

Сразу после того, как я перестал страдать из-за этого, я ощутил благодарность, ведь я все равно смог жить жизнью музыканта, о которой всегда мечтал.

Некоторое время назад мне поставили диагноз «фиброз легких»

Это дарило мне незабываемые эмоции, а эмоции – духовная часть музыки, и пытаться понять природу их происхождения похоже на попытку понять Бога.

– Как, на ваш взгляд, менялась роль джаза в культуре, в течение вашей карьеры?

Интервью Сонни Роллинз

Мнение Сонни Роллинза о джазе

– Это очень важная тема. Многие люди говорят, что джаза стало мало, по сравнению, например, с 1950-ми годами, или он стал менее популярным, но мне кажется, что джаз стал обожествленным.

Люди относятся к этой музыке с гораздо большим уважением, чем было когда-то. Идея джаза настолько велика, что всегда будет занимать важное место в любой культуре.

– Некоторые ваши альбомы, например, Nucleus, или мелодии, например, Harlem Boys, критики считают намного уступающими таким вещам, как Blue 7 или A Night at the Village Vanguard. Как вы думаете, импровизационная сложность вашей работы была оценена за счет музыки, которая, возможно, была проще, но эмоционально сильнее?

Альбом Сонни Роллинза входит в лучшие джазовые сборники всех времен

Сонни Роллинз о критиках

интервью Сонни Роллинз
Сонни Роллинз с Телониусом Монком

– Вы когда-нибудь читали книгу Николая Слонимского «Лексикон музыкальной инвективы»? Это невероятно! В ней идет речь о том, как некоторые великие симфонические композиторы относились к критикам на протяжении всей жизни.

Если вы прочтете эту книгу, вам захочется выйти на улицу, взять оружие и расквитаться со всеми критиками.

Настолько часто и жестоко ошибались в своих суждениях. Что касается меня, я рад, что в своей жизни я смог сделать много записей в разных стилях. Это я, настоящий.

Я всегда благодарен, когда кто-то говорит мне, что им нравится в моей музыке. Вселенная дала мне этот музыкальный дар. Конечно, я разрабатывал его, но в более широком понимании – это подарок.

– Музыку, которую вы записали вместе с Телониусом Монком, которому нравились очень немногие музыканты, производит неизгладимое впечатление. Как вам удалось сыграться вместе?
Сонни Роллинз
Сонни Роллинз и Телониус Монк

Сонни Роллинз о Телониусе Монке

– Дело в том, что Монк (смеется) действительно меня уважал, а я высоко ценил это, что и отразилось на музыке. Знаете, позже, по прошествии многих лет, я был в Индии духовно практиковался в ашраме, и понял, что Монк является моим Гуру, наставником. Он был одним из самых прекрасных людей, которых я когда-либо встречал в своей жизни. Монк был самым честным человеком; он был самым настоящим человеком.

Рекомендуем: Лучшие джазовые саксофонисты современности