Талантливый фотограф Арт Кейн даже и не подозревал, какой эпохальный снимок ему предстоит сделать, когда он подыскивал место для фотосессии в Гарлеме. Более того, фотография Великий день в Гарлеме впоследствии стала одной из самых известных работ в его творчестве.
Фото Великий день в Гарлеме
Сделав фото «Великий день в Гарлеме», культовый фотограф Арт Кейн смог поймать частичку «магии» джазовой музыки.
Арт Кейн (1925-1995) – культовый американский музыкальный и фэшн-фотограф. Полное имя Артур Канофски (Arthur Kanofsky). Получил известность благодаря необычным, и подчас провокационным, портретам знаменитостей. Покончил жизнь самоубийством в возрасте 69 лет.
Изначально Кейн просил музыкантов приехать к месту действия к 10 утра – он очень хотел, чтобы фотография получилась светлой, и пытался избегать теней. Музыканты медленно прибывали, кто на такси, кто на метро, а кто-то пешком. Несмотря на опасения Кейна о небольшой явке, практически все исполнители появились на легендарной улице.
Гарлем был тем местом, где джазовая сцена возникла и объединилась», – говорил Джонатан Кейн. Это должно было быть в Гарлеме. И отец хотел показать место, которое отражало бы повседневную жизнь, а не клубную. Это стало улицей, где любой мог бы жить.
«Он узнал, что журнал Esquire запланировал написать большую статью о джазе» – рассказывал Джонатан Кейн – музыкант и фотограф который управляет наследием своего покойного отца. «У него появилась идея сделать большой портрет всех этих музыкантов. Его задумка поражала размахом, и в редакции журнала сразу сказали: – «Сделай это»! Не было ни малейшего сомнения о месте съемки.
Арт начал приглашать музыкантов, обращаясь через их агентов, звукозаписывающие компании, клубы и прочие каналы связи, которые только мог найти.
Одним из музыкантов, ответивших на звонок, был Сонни Роллинз, блестящий тенор-саксофонист, которому было на тот момент 27. Он уже числился среди самых известных джазовых исполнителей тех лет.
Все черные музыканты жили в Гарлеме, это было единственным местом, где вы могли бы жить. Мои кумиры, например, Фэтс Уоллер выступали там, куда я ходил в школу, на пересечении 135-й улицы и Ленокс-авеню, – вспоминает Сонни Роллинз.
Фильм Великий день в Гарлеме
В фильме A Great Day in Harlem, посвященном этой знаковой фотографии, можно наблюдать и редкие видео-кадры подготовки к съемке, сбор музыкантов, их общение на площадке. Спустя более 50 лет музыканты, которые еще были живы, с неподдельным интересом и трепетом рассматривали фото, вспоминая самые волнительные моменты.
Например, Арт Блейки, вновь взяв в руки «Великий день в Гарлеме» с большим уважением отзывался о Телониусе Монке.
Мне очень нравился Монк, он был человеком, который просто не умел врать. На любой вопрос, который вы ему задали бы, он давал только честный ответ, – рассказывал Блейки.
На протяжении всего просмотра создается впечатление, что находишься на душевной встрече старых приятелей, а то и вовсе родственников.
Смотреть фильм Великий день в Гарлеме (на английском)
В каждом воспоминании и комментарии участников фото и других героев ощущалась неповторимая нотка ностальгии, теплоты и какой-то родственной связи.
Зрителю невозможно переключить свое внимание на что-то иное. История этой съемки, равно как и рассказы из первых уст, моментально вовлекают каждого.
В редакции журнала Esquire сразу сказали: – «Сделай это»!
Еще одним весомым аргументом для просмотра данной картины стало включенное в фильм, уникальное интервью с самим фотографом – Артом Кейном. Автор «Великого дня в Гарлеме» был человеком немного нервным и довольно колким на ответы, что заметно чувствовалось в беседе с журналистом. Как бы то ни было, Арт Кейн увлекательно передал подробности того знаменательного и трудного дня, не без юмора.
Съемки для фото Великий день в Гарлеме
Глядя на фотографию можно заметить не только знаменитых джазменов, представляющих собой центр всей композиции, но также и мальчишек, сидящих на первом плане.
Как рассказывал сам Арт Кейни, поспособствовал этому Каунт Бейси, присевший на корточки. Для того, чтобы композиция была целостной, Кейни пригласил ребят, которые жили на той же улице или неподалеку, устроиться рядом со звездой.
На снимке A Great Day in Harlem присутствует Лестер Янг
Такая деталь, добавила неповторимости и игривости в эпохальное групповое фото величайших джазменов в истории.
«Определенные вещи в конечном итоге меняют первоначальную задумку. Фотография стала частью нашей культуры», – Джонатан Кейн
Сделав фото Великий день в Гарлеме, культовый фотограф Арт Кейн смог поймать частичку «магии» джазовой музыки. Он почувствовал энергетику каждого участника и смог собрать ее воедино, чтобы передать с помощью фотографии. Глядя на нее, даже через многие десятилетия легко почувствовать непосредственность той встречи в Гарлеме. Это было здесь. Это прошло. Это все еще происходит.