Koko Taylor jazzpeopleКоко Тейлор была не просто легендой блюза, а его Королевой. Титул, данный ей за уникальный голос, оставшийся в сердцах и памяти миллионов поклонников жанра.

Родилась Коко под именем Коры Уолтон 28 сентября 1928 года (по другим источникам 1935) в Миллингтоне, округ Шелби, штат Теннесси. В 11 лет оставшись без матери, она вместе со своими пятью братьями и сестрами работала на хлопковой плантации. После тяжелого дня дети отправлялись в церковь, где могли слушать и петь госпел музыку, и уже тогда Кора выделялась среди ровесников своей музыкальностью и сильным ярким голосом.

Отец, света белого не видевший из-за каторжного труда, не мог дать своим детям какого-либо образования. Кора имела весьма смутное представление о грамоте и счёте, не говоря уже о нотах. Но, бродяжничая с такими же, как она, чернокожими босяками по дорогам Теннесси, она не раз становилась свидетельницей импровизированных концертов на обочинах хлопковых полей или в грязных забегаловках для бедных. Старые традиционные блюзы Миссисипи впитались в ее кровь вместе с тем, что могло донести радио: когда ей было 12, она услышала шоу Би Би Кинга, в котором он проигрывал записи Bessie Smith, Ma Rainey, Sonny Boy Williamson, а также Mathis James ‘Jimmy’ Reed.

В 18 лет девушка решила, что ей необходимо выйти замуж за водителя грузовика, который вывозил хлопок с полей, Роберта Попса Тейлора. Сначала она просто угощалась бутербродами, которые привозил для нее тридцатилетний Попс, но вскоре обнаружила себя в кабине его машины, и для окружающих стало очевидным, что эти двое скоро поженятся. Роберт строил планы по смене работы, его ждала скотобойня в Чикаго. Это обстоятельство ускорило бракосочетание пары, и в 1953 молодожены переехали в Мемфис.

Здесь ее вокальные способности быстро стали востребованы в клубах Южного Чикаго, где она пела как блюз, так и немного соул, ритм-энд-блюз, а также традиционный поп. Устроившись уборщицей в респектабельном отеле для белых, ночами девушка пропадала на подмостках простых увеселительных заведений, где рабочий люд с черным цветом кожи встречал ее пронзительный блюзовый голос аплодисментами. Случайным образом произошло ее знакомство с блюзменами Мадди Уотерсом и Хаулином Вульфом, с которыми она неоднократно делила сцену, а ведь эти двое считаются основоположниками чикагской школы блюза!

Koko Taylor jazzpeople

Прошло десятилетие такой жизни, когда на одном из выступлений ее заметил Вилли Диксон, продюсер и блюзовый музыкант, композитор и певец, который устроил Коко контракт со звукозаписывающей компанией Chess Records, и в 1965 она записала авторскую композицию Диксона Wang Dang Doodle. Сингл сразу стал хитом, и успех ознаменовался миллионами проданных копий. В своей дальнейшей многолетней карьере Тейлор неоднократно возвращалась к перезаписи этой песни, и никогда ее следующая версия не была похожа на предыдущую, но после ни одна другая ее версия не получала такого ошеломительного успеха, как самая первая запись.

Ребенком певица страстно любила шоколад «Коко» – лакомство, недоступное детям бедняков. Его название стало ее талисманом и памятью о голодном детстве

Кора уже была известна под псевдонимом Коко Тейлор. Имя «Коко» она взяла не случайно – ребенком певица страстно любила шоколад, название этого лакомства, недоступного детям бедняков, стало ее талисманом и памятью о голодном детстве. Роберт Попс Тейлор, ее муж и соратник, сам был большим любителем и исполнителем блюзов, и он делал всё, чтобы талант Коко был замечен и признан. В следующие годы и до своей смерти в 1989 Попс был продюсером и директором своей знаменитой жены. В 1988 с супругами Тейлор, находящимися в гастрольном путешествии, произошла автокатастрофа, в которой Коко получила небольшие повреждения, в то время как Роберт был ранен более серьезно, он так и не смог оправиться от полученных травм.

«Блюз это моя жизнь. Это то, что идет от сердца, а не то, что просто выходит из моего рта. Блюз это то, что я люблю и всегда делаю»

После успеха первого альбома Тейлор совершила национальный тур по США, ее известность крепла с каждым концертом, а титул Королевы Блюза, данный народом, прикрепился к ней на всю оставшуюся жизнь. В 1975 она подписала 30-летний контракт с Alligator Records на запись девяти альбомов. Из этих девяти восемь были номинированы на премию Грэмми, а в 1985 году она стала лауреатом премии за Лучший традиционный блюзовый альбом. 25 раз она заработала WC Handy Awards в различных блюзовых категориях.

Главным событием 1993 года стал для нее «День Коко Тейлор», 3 марта, объявленный мэром Чикаго Ричардом Дейли. В этот день он вручил певице премию «Легенда года».

Тейлор получила премию имени Хаулина Вульфа в 1996 году, была введена в Зал Славы блюза в 1997 году. Blues Foundation Lifetime Achievement Award была присуждена ей в 1999. Тейлор снялась в нескольких фильмах, в том числе «Братья Блюз 2000», и с 1994 по 1999 являлась владелицей ночного клуба Чикаго-Блюз на Division Street, управляла которым ее дочь Джойс. В ноябре 2001 года клуб закрылся, так как Джойс не могла больше им заниматься из-за развившейся астмы, следствия многолетнего пребывания в задымленном от присутствия множества курильщиков помещении.

Koko Taylor jazzpeople

Более ста концертов Коко давала ежегодно! «Блюз это моя жизнь, – как-то сказала Тейлор, – это то, что идет от сердца, а не то, что просто выходит из моего рта. Блюз это то, что я люблю и всегда делаю». В начале 2000 года во время выступления в клубе певица потеряла сознание, а позже перенесла операцию шунтирования сердечных сосудов. На какое-то время она приостановила музыкальную деятельность, но вернулась к записи с лейблом Alligator Records, выпустив свои последние альбомы Deluxe Edition (2002) и Old School (2007).

Последнее живое выступление Коко пришлось на 7 мая 2009 года – Королева Блюза присутствовала на церемонии вручения премии Blues Music Awards. Она страдала от осложнений после операции в связи с желудочно-кишечным кровотечением, проведенной 19 мая 2009 года. Тейлор умерла 3 июня этого же года в своем доме в Kildeer, штат Иллинойс.

Автор текста Марина Артемьева