Обучение джазовому вокалу возможно с осознанием самой культуры пения. Своим опытом с читателями JazzPeople поделились педагоги с многолетним стажем, давшие путевку в профессиональный мир джаза многим музыкантами, которые сегодня блестяще выступают на сцене и гастролируют по миру с концертами – Татьяна Толстова, Олеся Ялунина и Ольга Пономарева.

1. Татьяна Толстова: «Я стремлюсь вызвать дух импровизации»

Несмотря на многолетнюю педагогическую практику, собственный метод обучения у меня так и не сформировался, потому что я всегда отталкиваюсь от того, с какими проблемами и целями приходят ко мне ученики. Безусловно, я опираюсь на методики отечественных и российских преподавателей по вокалу, но это только теория, которая мало имеет значения без практики. Я занимаюсь с учениками с точки зрения трех составляющих: физиологии, психологии и природных данных. Немало важно и отношение самого ученика – нужно испытывать любовь к делу, которым занимаешься. Среди моих иностранных педагогов я могу назвать Джей Ди Уолтера, Чарльза Брантона, Габриэллу Гудман.

Важно не бояться прикасаться к чему-то неизвестному

Занимаясь джазовым вокалом, самое важное не бояться прикасаться к чему-то неизвестному, не бояться ошибаться. Джазовое искусство – каноническое и требует не только владения голосом, но и знание гармонии, формы, музыкальных направлений, к которым обращается ученик или педагог. Очень сильную поддержку оказывает наличие классического образования – на его базе можно познать все остальные стили и жанры. Недостаточно заниматься только вокалом, также важны ритм и воспитание слуха. Это постоянная работа над собой, в результате которой приобретаешь способность пропускать музыку через себя. Я только направляю своих учеников в нужное русло, рассказываю, с помощью каких приемов возможно развитие. Огромную долю успеха составляет самостоятельная работа ученика.

Я как педагог стремлюсь вызвать дух импровизации в каждом студенте! Недостаточно следовать только программе. В преподавании важно уметь выбрать самое основное и применить в своей практике. Нужно давать ученикам возможность почувствовать себя сочинителями собственного материала, а не только исполнителями готового, возможность раскрыть себя. В начале занятия первое, что мы делаем с учеником, это приводим организм в спокойное состояние с помощью дыхательных упражнений. В большом городе люди подвергаются постоянному стрессу, а для нас важно, чтобы все бытовые опросы остались за пределами класса – только тогда можно начинать урок.

Развития не может быть без постоянного самообразования

Главное, что отличает профессионального преподавателя, это постоянное самообразование. Необходимо совершенствовать свои умения. Еще одним источником знаний для меня являются мои ученики. Часто они знакомят меня с новой музыкой, новыми стилями, которые возникают сегодня особенно быстро. Я начинаю вникать в меняющуюся культуру и благодаря этому могу оставаться в курсе новостей в музыкальной культуре.

Многие мои ученики регулярно выступают в джаз-клубе JFC, «48 стульев», Next Door, «Шляпа», также у многих уже есть свои собственные ансамбли и сольные проекты. Я занимаюсь и с любителями, которые только познают вкус сцены и учатся работать с публикой. Самая главная задача для меня, чтобы мои ученики обходились без контроля педагога. И я думаю, что они уже с успехом с этим справляются! Для современного артиста крайне важно быть самостоятельным.


Книги в деле обучения вокалу могут сыграть важную роль – в них заключены базовые понятия. При этом я бы посоветовала читать автобиографии известных певцов, в которых встречаются ценные советы и иногда упражнения, проверенные ими же самими на выступлениях. Однако я все же считаю, что главнейшее место занимает практика и возможность получать опыт путем публичных выступлений и усердной самостоятельной работы.

2. Олеся Ялунина: «Пение – это йога звука»

Мой корневой учитель – JD Walter. Я училась у него в Нью-Йорке, и большее количество методик преподавания передал мне он. Пару лет назад в Париже я брала уроки у певицы из Лос-Анджелеса Тирни Саттон. В Петербурге мой преподаватель – меццо-сопрано Михайловского театра Елена Ароновна Рубин. Очень много информации я нахожу в интернете – я имею в виду мастер-классы, вебинары, которые можно смотреть онлайн. Это позволяет экономить время и впитывать качественный материал. Ну и, конечно, книги – в большинстве своем на языке оригинала, так как на русский язык такую узконаправленную литературу почти не переводят.

В занятия с учениками я ввожу элементы йоги

Мой собственный метод идет из йоги, а точнее пранаяйм с добавлением практик вокальных преподавателей, которые я изучила. Достаточно длительное время я занимаюсь медитацией и ввожу эти элементы в уроки со своими учениками. Я считаю, что такие упражнения просто необходимы людям, живущим в мегаполисе, где очевиден переизбыток информации и глубокий невроз, вошедший в привычку. Нужно развивать умение успокаивать свой ум и осознавать и принимать свои эмоции, которые непременно сказываются на процессе пения на психосоматическом уровне в виде зажимов или неспособности сконцентрироваться.

Вокал в целом, вне зависимости от жанра, предполагает свободное владение своим инструментом, чтобы в процессе он легко поддавался, и можно было воплотить любую идею в режиме реального времени. В классическом пении есть партитура, которой следует вокалист, практически отсутствуют неожиданности, в то время, как в джазе мы априори импровизируем, будь то слоговая импровизация или просто интерпретация темы, поэтому необходимо развивать гармонический слух и много слушать. Пение – это владение телом и мышечная память. Это достигается путем осознанной практики, когда приходит понимание, какие мышцы работают и какие ощущения при этом испытываешь. Быстрее всего это достигается при постоянных индивидуальных занятиях.

Педагог по вокалу должен быть концертирующим музыкантом

Профессиональный педагог по вокалу, на мой взгляд, должен быть сам концертирующим музыкантом. Это ремесло, которое нельзя упускать из рук. Без собственной практики оно превращается в мертвую материю, а педагог – в говорящую голову. Когда же учитель постоянно погружен в эту сферу, пишет аранжировки, играет концерты, записывается на студии, то своим примером он показывает возможные векторы развития, и у студента на подсознательном уровне возникает доверие. Второе, что имеет значение для преподавателя – это осмысленность, умение работать со своими эмоциями, осознанно слушать и подмечать детали, способность концентрироваться и быть постоянно вовлеченным в дело, которым занимается, не общаться на автомате, а «работать сердцем».

Если говорить об учениках, то для них огромную важность составляет необходимость публичных выступлений. Несколько раз в год я устраиваю концерты в неформальной обстановке. Я собираю коллег-музыкантов, с которыми играю сама. Это профессионалы и очень светлые и открытые люди. В такой дружелюбной атмосфере мы играем, и так ученики могут буквально пощупать музыкальную материю и побороть свой страх выступлений перед аудиторией. Как на занятиях, так и на таких концертах, я стараюсь создать обстановку, в которой человек мог бы максимально раскрыться, поработать со своим страхом. Музыка – это сорадование, умение включаться в процесс будучи максимально сконцентрированным и максимально расслабленным одновременно, сорадоваться с музыкантами на одной сцене и быть частью единого целого.


Книги (как профессиональной направленности, так и сформировавшие мое отношение к миру):
  • Effortless Mastery автор Kenny Werner
  • Jazz language, автор Dan Haerle
  • The Music Lesson: A Spiritual Search for Growth Through Music, атвор Victor Wooten
  • A chromatic approach to jazz harmony and melody, автор David Liebman
  • «Благодать и стойкость», автор Кен Уилбер
  • «Книга жизни и практики умирания», автор Согьял Ринпоче

3. Ольга Пономарева: «Главное – разглядеть в ученике “зерно”»

Я закончила двухгодичную школу по постановке дыхания и голоса по системе Александры Николаевны Стрельниковой и на протяжении всей своей певческой и преподавательской практики развиваю именно этот подход к звукоизвлечению. С опытом, который приходил вместе с педагогической деятельностью, я многое доработала, в результате чего сложились мои собственные принципы обучения.

Образовательный процесс организован на основе индивидуального подхода к каждому, с кем я занимаюсь. В первую очередь, обучение физиологическим техникам диафрагмального дыхания – на этом принципе базируется дыхание в целом. Этому уделяется определенное время. После мы переходим к следующему этапу: осваиваем резонаторное звучание, обращаем внимание на мимику лица и развиваем речевой аппарат.

Чтобы петь джаз – должно быть чувство свинга

Джазу как таковому научить невозможно – должно быть чувство свинга, распознавание филигранности голосоведения в джазовой гармонии и способность к импровизации и подражанию инструментов голосом. И, конечно же, в джазе нужно всегда «сообщаться» с музыкантами, так как этот стиль подразумевает и общение каждого из команды друг с другом, в частности, и со всеми, в целом. Необходимо обладать «коллективизмом» и индивидуальностью одновременно.

Индивидуальные и групповые занятия – не исключающие друг друга виды освоения умения петь. Надо понимать, что такое сольное исполнение, хор или бэк-вокал. Вокалисты должны уделять внимание всем трем видам пения. Мои ученики поют в разных коллективах, собственных или в качестве приглашенных участников, у многих свои группы и авторские проекты. У большинства есть опыт выступлений на многочисленных фестивалях, конкурсах и на клубных площадках города.

Педагог – это наставник, передающий личный опыт ученикам

Профессиональный педагог, прежде всего, должен обладать всеми теми качествами, которые собирается передать ученикам. Ведь педагог не только дает знания. Это наставник, который учит держаться на сцене, знакомит с нюансами публичных выступлений. Преподаватель должен уметь разглядеть в человеке «зерно», иначе говоря развить его потенциал. Немало важными являются и грамотность по отношению к делу, которым занят, доброжелательность и многогранность. Обучая кого-то, сам постоянно нуждаешься в повышении квалификации и профессионализма.


Сложно выделить какие-то конкретные книги. На мой взгляд, изучение вокала по теоретической литературе можно отнести к техническому подходу – она не сможет поделиться знаниями, которыми обладает регулярно совершенствующийся в своем ремесле педагог.