В настоящее время не существует дефицита информации для тех, кто ищет ответ на вопрос, как научиться петь. Можно найти множество самоучителей, онлайн-курсов и обучающей литературы по вокалу, но в то же время возникает сложность в определении последовательности своего обучения. И в итоге амбициозный новичок, вдохновившись успехами именитых вокалистов, быстро теряет энтузиазм из-за обилия информации и незнания того, как ее применить.

Постараемся избежать этого и разработать примерный план действий, который приведет к динамике развития ваших певческих способностей. Итак, в статье вы узнаете, как научиться петь и с чего стоит начать.

Как научиться петь

Определение базовых основ

Какое бы музыкальное направление вы не выбрали, всегда можно выделить несколько главных признаков профессионального вокалиста:

  • правильно поставленное дыхание,
  • музыкальный слух и умение попадать в ноты,
  • четкая, разработанная артикуляция,
  • чувство ритма,
  • грамотная подача звука (правильное использование каждого регистра).

Понимание, принятие и работа над этой важнейшей частью значительно приблизит вас к вокальному успеху.

Нужен ли педагог, чтобы научиться петь

Татьяна Толстова&Just Friends JazzPeople 

Обучение джазовому вокалу: опыт педагогов

Многие, кто задаются вопросом, как научиться петь, сначала находят индивидуального преподавателя по вокалу или посещают групповые занятия.

Если вы можете себе позволить сходить на несколько индивидуальных уроков к вокальному преподавателю, то это станет хорошим началом и облегчит ваши первостепенные задачи в разборе своих голосовых способностей.

Профессиональный педагог обязательно устроит вам прослушивание, сориентирует по главным задачам на ближайшее время, например, укажет на работу дыхательного аппарата во время пения, то есть использование вашей диафрагмы для правильного звукоизвлечения.

Развитие слуха

Важное место в освоении вокала занимает развитие слуха, где в силу вступает дисциплина «сольфеджио». Она включает в себя ряд специальных вокальных упражнений, тренировок музыкального слуха и памяти, различные музыкальные диктанты.


ВАЖНО: сольфеджио станет вашим главным помощником в достижении чистого интонирования (попадания в ноты). Помимо этого, вы легко сможете работать на сцене с инструменталистами, аккомпанирующими вам, с первого раза находя удобную для себя тональность и не «соскальзывать» с нужных нот.

Тренировка дыхания

Лучшие американские вокальные преподаватели JazzPeople Лучшие преподаватели вокала

Далее мы переходим к дыханию для того, чтобы понять, как научиться петь.

Постановка дыхания – еще один фундамент вашего успеха как певца. Так же, как и во многом другом, этот навык потребует регулярной тренировки. На начальном этапе будет хорошо, если вы уделите от 30 минут до часа своего времени каждый день на специальную дыхательную гимнастику для вокалистов и распевку.

Хорошей школой для новичков, и не только, будет специальный комплекс упражнений, разработанный западным коучем по вокалу Сэмом Уэстом (Sam West).

Метод Бобби Макферрина

Дыхательные упражнения по методике Сэма Уэста

1 Для того, чтобы научиться дышать диафрагмой, поставьте руки на грудную клетку с обоих боков. Во время вдоха (через нос) вы должны чувствовать, что грудная клетка равномерно расширяется, а при выдохе сужается. При этом плечи не должны подниматься, а выдох должен быть контролируемым и плавным.

2 Наклоны корпусом налево, вдох и задержка дыхания (3-5 сек), медленный выдох, возвращение в исходную позицию. Затем повтор в другую сторону.

3 Глубокий вдох (диафрагмой), медленный непрерывный выдох с присвистом (звук «с»).

Как научиться петь


ВАЖНО: уделите повышенное внимание методам дыхательной тренировки и тщательно выбирайте педагога, который будет вас обучать. Постепенное расширение объема легких и слаженной работы вашей диафрагмы при наличии специальных упражнений – отличная практика. И помните – переучиваться всегда сложнее.

Использование регистров, чтобы петь красиво

Обговорив важность певческой «дыхалки», перейдем к не менее важному моменту – использованию регистров. Тема развития своих регистров крайне важна. Во-первых, вы плотно подойдете к определению своего вокального диапазона. Во-вторых, научитесь по-новому чувствовать свой организм. В-третьих, усилите координацию мозга и голосового аппарата.

Виды вокальных регистров:

  • грудной
  • средний
  • головной
  • фальцет
  • штробас

При использовании грудного регистра, вокалист ощущает вибрацию грудной клетки. Можно сказать, что используется высота нашего обычного разговорного голоса, но с манерой пропевания. Вы можете спеть комфортную для вас нижнюю ноту и почувствовать резонацию грудного отдела.

Поднимаясь выше, мы затрагиваем средний регистр или микст, при котором, мы чувствуем, что звук как бы исходит из лицевых пазух (область носа и рта). Особенность этого регистра в том, что при его использовании задействуются и грудные резонаторы, и фальцетные.

Головной резонатор (область гайморовых и лобных пазух) позволяет нам петь высокие ноты, так как при «направлении» звука в «голову» и ощущения вибрации именно там, мы имеем возможность добиться более высокого звучания.

Фальцет очень многие путают с неумелой подачей голоса. Звучание фальцета напоминает звук при срыве голоса на более высокой ноте, чем может взять вокалист. На начальном этапе освоение фальцета не является обязательным. Для его успешного применения в дальнейшем следует для начала научиться управлять грудным и головным резонаторами.

Как научится петь штробасом? Так же, как и фальцет, штро-бас является вокальным приемом, который используется для разнообразия исполнения. Умение брать ноты ниже своего диапазона за счет не пропевания их, а «проскрипывания» голосом.


ВАЖНО: не стоит зацикливаться только на том регистре, который дается вам легче всего (грудной, средний, фальцет, штро-бас или головной). Не бойтесь пробовать и осваивать навыки использования всех регистров – так вы расширите свои возможности как вокалиста и сделаете свое исполнение богаче.

Артикуляция, чтобы петь правильно

Джазовые певцыЛучшие джазовые певцы

Правильная артикуляция полезна и важна не только певцам, но и людям не связанным с музыкой. При четком произношении и красивом тембре ваш голос будут готовы слушать часами. Существует множество полезных и действенных методов развития правильной артикуляции, которые можно также объединять с занятиями по развитию чувства ритма.

Например, читка скороговорок под метроном, четкое пропевание определенного ряда гласных (и не только) букв в каждом из тактов.

Упражнения для развития чувства ритма и артикуляции

1 После прослушивания композиции с разной скоростью ритма воспроизводите ее мысленно, а затем проверьте себя вместе с включенной мелодией.

2 Взяв определенный ритм за основу для своего упражнения, простучите его в разном темпе, неожиданно меняя его скорость, но не структуру.

3 Для артикуляции, помимо скороговорок (и не только на русском языке, можно также использовать английский и другие) полезны будут подобные упражнения:

  • наберите воздух в рот и «перекатывайте» его из одной щеки в другую,
  • скрутить язык «трубочкой» и пытаться достать до разных участков своего неба,
  • запрокинуть голову назад и издавать характерный при полоскании горла звук «ррр».

ВАЖНО: Полезны будут «внеклассные» занятия под метроном. Попробуйте пробивать определенный ритм (например, пальцем по столу или ладонью по своей ноге в сидячем положении) под метроном выполнять упражнения голосом.

Как научиться петь
Голосовые складки «связки»

Делайте все упражнения регулярно, пусть и не по 3-4 часа, но делайте их с постоянством, ведь лучше потратить даже час в день на упражнения и распевку, чем не сделать их вовсе. Обновляйте свои знания, находите новую литературу по интересующим вас вопросам, смотрите онлайн-уроки, посещайте лекции и мастер-классы, среди которых есть и бесплатные.

Необходимо понять и запомнить раз и навсегда – неудачи, которые у каждого будут разные, не должны влиять на вашу продуктивность, они должны стать вашей мотивацией.

Автор текста Дарина Осташева

Рекомендуем: Известные джазовые певицы