Джазовая вокалистка Сара Воэн вошла в историю как лучшая исполнительница бибопа, ее вокал отличался манерностью и глиссандо. Она выступала с лучшими представителями нового направления в джазе, а ее звездный час произошел на концерте Эллы Фицджеральд.

Сара Воэн – биография

Сара Воэн родилась в 1924 году в очень религиозной семье. Ее отец был плотником, а мать – прачкой, в свободное время она пела в церкви. В 7 лет там же стала солисткой и маленькая Сара, которая также училась играть на фортепиано. Вскоре молодую девушку захватила современная музыка, она стала тайком от родителей выступать с джаз-бэндами.

Сара Воэн
Сара Воэн играет Дюку Эллингтону и Билли Экстайну, 1950 год

Звездным часом молодой певицы стал конкурс талантов в театре Аполлона в Гарлеме, где многие афро-американские музыкальные легенды сделали свое имя. Сара выиграла тот конкурс, получила 10 долларов и стала ждать приглашения. По условиям ей должны были позвонить и пригласить на концерт в клубе. Только через год она дождалась звонка, который изменил всю ее жизнь. Сару пригласили выступить на разогреве у уже достаточно известной Эллы Фицджеральд. О том концерте ходят легенды, которые стали анекдотами. Но однозначно молодая певица ошеломила всех, двери на большую сцену ей были открыты.

После сотрудничества с вокалистом Билли Экстайном в оркестре Эрла Хайнза, Сара присоединилась к новому проекту Экстайна в 1944 году. В бэнде играли Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, которые ратовали за новый джаз – бибоп. Воэн вдохновилась новым стилем и в 1945 году выходит песня Lover Man, которую она сделала с Паркером и Гиллеспи.

Уже будучи занятой сольной карьерой, Сара часто воссоединялась с коллегами по тем, первым группам Экстайна.

Об одном из концертов подробно написано в книге «Автобиография Майлса Дэвиса»

Прозвища Сары Воэн

Прозвища джазовых музыкантов

Первое прозвище Sassy – нахалка, Сара получила за свое поведение на сцене. В бытность работы в оркестре Билли Экстайна Сара получила еще кличку – матрос. Якобы она крепко выражалась, используя гарлемовский жаргон похлеще любого матроса. Но такие прозвища давали певице близкие друзья, коллеги музыканты. Критики звали ее «Божественная». Часто говорят, что для Эллы Фицджеральд пение было радостью, для Билли Холидей – утопить горе, а для Сары Воэн – это нирвана.

Сара Воэн
Живые выступления Сары Воэн всегда пользовались успехом

Хиты Сары Воэн

На пике карьеры Сара Воэн занималась больше популярной музыкой на лейбле Mercury Records. Но самыми запоминающимися ее композициями стали песни, выпущенные на джазовом лейбле EmArcy Whatever Lola Wants (1955), Misty (1957) и Broken-Hearted Melody (1959).

Образ Сары Воэн

Даже когда интерес к джазу стал спадать, на живые выступления Сары Воэн собирались полные залы. На сцене она всегда была раскрепощена и эмоциональна.

Чем старше становилась певица, тем изысканней, на грани манерности, становилось ее исполнение. К тексту Сара часто относилась как к вспомогательному материалу, главной была музыка, а голос был одним из инструментов.

Она обладала большим диапазоном, около 3 октав, часто использовала такие приемы как глиссандо, вибрато. Кроме того, Сара отлично владела техникой скэта. За образец вокала Сара взяла манеру игры на саксофоне Лестера Янга.

Историк джаза Элайна М. Хейс считает, что Сара не стала хорошей пианисткой потому что «фортепиано, с его фиксированным шагом и строгим соблюдением половины и целых шагов, просто не может производить микротоны, нюансы, которые вскоре стали визитной карточкой ее вокального стиля».

Личная жизнь

Личная жизнь певицы сложилась не очень удачно. Она 4 раза была замужем, удочерила ребенка. Существует мнение, что она всегда выбирала «не тех мужчин», все время тянулась в жестоким тиранам. Первый муж Джордж Тредвел мечтал полностью изменить ее внешность, в 1958 году она вышла замуж за Клайда Б. Аткинса, оскорбительного шарлатана, который играл на ее деньги.

Рекомендуем: Леди поют джаз – известные джазовые певицы