Выпустив дебютный альбом «Ни джаз», группа «Отцы Хороших Звуков» бросила вызов современной импровизации. Джаз или не джаз? Или ни джаз? Музыканты рассказали JazzPeople о своей первой пластинке – с чего начинали и чем все это закончилось, от чего отталкивались и к чему это привело. Побеседовали о многообразии жанров и месте авторского творчества в мире банкнот и гонораров и раскрыли таинственный образ поэта Анатолия Андреева.

– В вашей музыке слышны отголоски джаза, но в основе явно лежит другой жанр. С какими стилями вы экспериментируете?

– Мы живем в удивительное время, когда технологии сделали мир необычайно тесным, в том числе и в культурном смысле. Если раньше географически удаленные музыкальные традиции взаимодействовали слабо и экзотическая музыка шокировала и поражала, то теперь достаточно нажать пару кнопок, чтобы услышать музыку, отстоящую от нас на многие километры, а то и века. Стилей и жанров стало невероятно много, настолько, что это многообразие трудно осмыслить – и слушателю в большинстве случаев комфортнее оставаться в привычных координатах. Большинство ленится нажимать эти самые кнопки, современного слушателя трудно чем-то заинтересовать. В этих условиях нелегко, да в сущности и бессмысленно, оставаться в рамках одного стиля .Стиль и жанр становятся такими же инструментами формирования музыкальных смыслов, как тон, ритм или тембр. Можно, к примеру, разбавить кантри-тему скерцо в классическом духе, подмешать в танго лезгинку или закрыть нежную арию блюзовой каденцией. В этом смысле мы стараемся быть максимально разнообразными.

Лучше сделать нечто художественно верное, нежели нечто всем понятное

Действительно, мы не играем джаз – в том смысле, что не исполняем джазовых стандартов, не используем джазовое интонирование, джазовую гармонию или характерные для джазовых композиций способы развития. Однако, наш жанр – называть его фрик-н-роллом или еще как-нибудь – это прежде всего импровизация, и в этом смысле мы ближе к джазу, чем может показаться. На самом деле мы все еще, пожалуй, находимся в поиске собственного «я».

Отцы Хороших Звуков - джаз или «Ни джаз»? | JazzPeople
– Кто такой Анатолий Андреев? И какова его роль в ваших песнях?

– Анатолий Андреев – это пушкиногорский композитор и философ, отшельник и авангардист, деревенский оригинал, наш большой друг и автор исполняемой нами музыки. Не стоит, впрочем, воспринимать Анатолия как композитора в классическом смысле, который пишет нотный текст, где до мельчайших подробностей указывает исполнителю, как и что ему играть. В современном мире отношения композитора и исполнителя давно изменились.

– Кто пишет и читает тексты в ваших композициях? Думали ли вы о том, что не всякому слушателю их смысл может быть понятен?

– Тексты, используемые в наших композициях, пишут поэты Гомер, Алкей, Джеймс Джойс, Велимир Хлебников и многие другие. На концертах мы даже специально предупреждаем слушателей, что если некоторые вещи окажутся непонятными, то это нормально. Однако, лучше сделать нечто художественно верное, нежели нечто всем понятное – таково наше скромное мнение.

– Можно ли, на ваш взгляд, успешно совместить коммерческую идею и авторское творчество?

– Разумеется, можно. Если говорить о популярной музыке (в широком смысле), то здесь любой продукт – это некий компромисс между автором и слушателем. То, насколько удовлетворителен такой компромисс, и определяет коммерческий успех проекта. В этом смысле нам, конечно, есть куда стремиться.

– Как проходила работа над альбомом «Ни джаз» – от записи до выпуска?

– Альбом был записан живьем, в одну сессию, около года назад в Псковском академическом театре драмы им. Пушкина. Далее над материалом была проделана значительная работа – сведением занимался Борис Никитин (Псков), мастерингом Борис Никитин и Александр Кожевин (Псков). Физическое воплощение разработать было непросто. В итоге мы пришли к некоторой оригинальной идее: каждый экземпляр альбома – это конверт с портретом композитора и логотипом «Отцов», удостоверенный печатью, в который помимо CD входят текстовая версия приключений композитора и набор открыток с видами псковских далей. Автор визуального воплощения – Федор Шульга (Киев).