Shoo Шуня Балашова JazzPeople25 ноября на сцене Международного Дома музыки в Москве выступила группа Shoo с концертом в честь первого серьезного юбилея – пятилетия коллектива. После концерта JazzPeople.Ru поинтересовался у обаятельной солистки Шуни Балашовой, что же такое абсолютный соул, кто автор ее сценических образов и исполнилась ли ее давняя музыкальная мечта.

– Здравствуйте, Шуня! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям в нескольких словах о творчестве вашей группы. Что означает «абсолютный соул»?

– Здравствуйте! Наша группа состоит из большого количества разных талантливых музыкантов, а объединяет нас желание создавать настоящую честную музыку. Абсолютный соул – это «термин», который мы придумали для того, чтобы быстрее и понятнее объяснять, в каком стиле работает наш коллектив.

– Основой нашему творчеству служат традиции стилей соул и фьюжн, все это, в свою очередь, опирается на мощный грув барабанов и тонкую южную перкуссию.
Но, кроме этого, в наших сочинениях сочетаются народные традиции музыки разных народов и стран, что значимо украшает репертуар. Создается «коктейль», не знающий границ и запретов, в котором мы замешиваем Африку, Русь, Балканы, Турцию, Ирландию, Кубу и что бы то ни было еще. Отсюда и «абсолютный», в значении – не имеющий преград, охватывающий абсолютно весь земной шар музыкальный стиль.

Shoo – большая птица, пролетая над головами слушателей, оставляет «перышко» воспоминания в голове каждого

– Вы выбрали достаточно яркий стиль – это проявляется в одежде и в страсти, с которой вы поете свои песни. Вы сами создаете образы для концертов?  или все-таки есть человек, который вам помогает?

– Мой дядя, Андрей Ищенко, очень помогает мне создавать образы для концертов. Многие платья и костюмы он сам сшил для меня и моих музыкантов. Стилиста и костюмера у нас нет. Хотя мне кажется, что когда-нибудь мы вполне можем встретить такого человека, который проникнется нашим творческим настроением и сможет помогать в этом вопросе.

На данный момент ситуация такова: общая идея и концепция концертных костюмов приходит мне в голову на стадии планирования концертов. У нас очень часто есть тематика – это диктует образы, но когда тематики нет, я выдумываю разные варианты одежды, цветовые и стилистические гаммы – этот процесс мне очень нравится, и я бы вряд ли смогла совсем отказаться от него.

Shoo Шуня Балашова JazzPeople

– На сцене вы эмоционально погружаетесь в атмосферу происходящего, как будто перевоплощаетесь в своих песенных героев. А какая вы в жизни?

– Мне трудно отделить себя на сцене и себя в жизни. Все мои песни – это все про меня. Мои настоящие переживания, которые я давно или недавно прочувствовала.

Мне также трудно судить о том, какая я на самом деле, какое впечатление произвожу. Думаю, что точно неразрывно связано со мной – это темперамент и, в некотором роде, чрезмерная вовлеченность. Эта черта присуща мне и на сцене, и в жизни. Вспыльчивость тоже, наверное, и там, и там проявляется.

Кроме того, я живу ощущением команды. Для меня чувство единения, которое я испытываю на сцене со своей группой – это ощущение единства. Мы как будто целостный организм со своими привычками. Мы постоянно подпитываем друг друга эмоциями,  драйвом. Мне хочется, чтобы мы – Shoo – были одной большой музыкальной птицей, которая, пролетая, оставляла одно «перышко» в виде воспоминания в голове каждого слушателя.

– Как влияет профессиональная деятельность на ваше мировосприятие в целом? Взаимосвязано ли одно с другим?

– У музыкантов есть такая черта – общаться с музыкантами. Не могу сказать, что все 100% моих друзей из мира музыки, но большинство из них. Со многими замечательными людьми меня свела как раз моя профессиональная деятельность. Что касается мировосприятия – в целом музыка очень влияет на любого, а уж тем более на нас – людей, которые каждый день ею живут, создают, исполняют ее и весь мир видят через призму музыки.

Shoo Шуня Балашова JazzPeople

– Недавно состоялся первый юбилейный концерт группы Shoo в честь ее 5-летия. Сейчас вы уже успешный узнаваемый коллектив, но в начале пути наверняка это было не так. Как все начиналось?

– Начиналось все с бесконечных вопросов: «Так, и чего же вы хотите добиться?», «Какие у вас цели?», а также с огромного количества «советчиков», рассказывающих, какую музыку стоит или не стоит играть, а также, что нынче приносит деньги, а что – нет.

Позже – когда мы определились с материалом и общим направлением, а также появились первые демо-записи и мои первые авторские песни – стали часто звучать фразы «неформат», «куда же вы это сможете поставить», а также предложения петь на английском языке и работать вообще даже и не в России, а за границей.

Все это мы прошли, выслушали, поняли, но остались при своем. И со временем, по крупицам, по человеку, мы собрали тот драгоценный круг наших слушателей и аудитории, которой безумно дорожим, которых очень любим и уважаем. Все, что мы создавали все эти 5 лет – шло от души. Мы делаем то, что  нравится нам, посвящая это нашим слушателям.

– В одном из своих интервью вы сказали, что «выступить в Московском Международном Доме музыки – ваша давняя мечта». Как вы к ней шли?

– Есть какие-то совершенно заветные мечты, как личные, просто у каждого человека, так и профессиональные, у создателя и руководителя проекта . Так и у меня была мечта – сделать программу с оркестром – это удалось благодаря Максу Мещерякову, который написал все партии к нашим песням для оркестра. Была недосягаемая авторитетная площадка, которую знают и уважают все. И конечно, очень хотелось там выступить. Это большая радость и честь для нас. Еще 4 года назад, когда мы ходили на концерт в Светлановский Зал – это, кстати, был умопомрачительный концерт Ayo, на котором она позвала всех, кто был в зале, на сцену танцевать с ней! – мне казалось, что наше выступление там еще очень далеко и неопредеоленно.

Организовать этот концерт было крайне непросто. Все предыдущие выступления, площадки и идеи были не такими масштабными. Как сказал наш звукорежиссер, узнав, что Дом Музыки готов принять наш концерт и нужно готовиться к нему, – «Это скорее дерзновение, чем шаг вперед». Но мы справились, и это все же стало шагом вперед, который мы сделали все вместе. Наш общий огромный прыжок вперед.

Shoo Шуня Балашова JazzPeople

– Вы считаете, начинающим солистам и ансамблям сегодня сложнее попасть на большую сцену?

– Сложнее, чем когда? Я думаю, что, чем сложнее, тем честнее творчество. Например, ленинградский рок – вот кому было трудно! Но зато какова чистота эмоции, какой материал, какая музыка! И мы до сих пор восхищаемся ими, их песнями и стихами.

Мне кажется, что сейчас наоборот – проще получить возможность выступать, играть музыку. И от этого таинство выхода на сцену немного обесценивается. Говоря о большой сцене – а так ли она нам нужна? Так ли она хороша, как мы думаем? Я пока не знаю…

Это скорее дерзновение, чем шаг вперед

– После концерта планируете ли вы начинать новые проекты? Будут ли они связаны с наступающим новогодним сезоном?

– После концерта, сразу же после сладкого двухдневного беспробудного сна (улыбается Шуня), мы начинаем работу над пятой записью в нашем проекте «Зимние Песни».  Каждый новый год мы выпускаем трек, который иллюстрирует предновогоднее настроение разных десятилетий, 1990-е, 80-е, 70-е и 60-е мы уже охватили, а теперь настал черед 50-х – золотого времени согревающих рождественских и новогодних мелодий. И мы готовим нечто совершенно сказочное и теплое, очень светлое и заставляющее улыбнуться! Конечно же, с оркестром, с духовыми и с нежнейшими голосами традиционного вокального трио.

Мелоди Гардо jazzpeopleМелоди Гардо в Москве

 – Ваши поклонники чаще всего видят вас на сцене как вокалистку. Но ведь и вы бываете слушателем! Какая музыка вам нравится? На чьи концерты ходите?

– К сожалению, очень редко удается побывать зрителем в зале, но это так прекрасно, так вдохновляет! Последние мероприятия, которые удалось посетить – концерт группы Gayana, финал фестиваля «Индюшата», а в ближайшее время мы собираемся на концерт Melody Gardot!

– Шуня, наша беседа подходит к концу, и хотелось бы задать вам вопрос, который, пожалуй, можно считать одним из главных в творческой судьбе каждого музыканта. Какое событие в значительной степени повлияло на ваше становление как певицы?

– Мне кажется, что все, что когда-либо происходило со мной, оставило свой след. В том числе и плохие события. Я бы даже сказала, что плохие события в юношеские годы даже больше вдохновляют. Одним из важнейших факторов можно однозначно назвать возможность путешествовать, которую мне подарила моя семья. Возможность видеть разные уголки света, слушать звуки разных стран и впитывать эти культуры в себя.

Также очень важным стало то, что в процессе обучения я смогла прикоснуться как к народному вокалу, изучив традиции разных народов и стран и попробовав исполнять их народные песнопения, так и к академическому миру. Долгое время я воспитывалась и обучалась как академическая вокалистка. И в итоге познакомилась с традиционным классическим джазом. Это сплетение знаний и умений и произвело мое сценическое и музыкальное воплощение на свет.

Shoo Шуня Балашова JazzPeople