Здравствуйте, друзья! Приветствую всех, кто решил провести этот зимний вечер вместе с нами. У микрофона Даша Винокурова, постоянная ведущая радио-шоу «Вечера в стиле блюз».

Сегодняшний выпуск посвящен одному из самых интригующих музыкантов современности. Авторитетное издание Guitar One называет его «самым горячим левшой блюза», а The Boston Globe лаконично заявляет, что его музыка «обжигает душу». Свой статус он зарабатывал долгие годы в режиме напряженной работы и постоянных гастролей. Результат – титул одного из самых топовых гитаристов мировой блюзовой сцены.

Историческая встреча №1

Коко Монтойя Coco Montoya JazzPeopleЕго история началась давно, но ее хочется вспоминать снова и снова. Устраивайтесь поудобнее и слушайте каждую ноту! Здесь нет проходящих моментов и нет случайностей. Техническая свобода, блестящее владение инструментом и мастерство сценической подачи – все это в стиле Коко Монтойи.

Начальным пунктом сегодняшней истории станет далекий 1969 год. Однажды вечером, 18-летний барабанщик местной рок-группы с характерной испанской внешностью, решил пойти на концерт обожаемых им Creedence. Шоу открывалось выступлением знаменитого чернокожего блюзмена по имени Альберт Кинг, игра которого произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Во-первых, он решил основательно взяться за гитару, а во-вторых, сердце его сделало свой выбор, и он стал на тернистый путь блюза. Он до сих пор вспоминает тот день, говоря о столь сильном потрясении, что оно заставило его рыдать прямо на концерте! Эх, как жаль, что сейчас совсем мало таких чувствительных натур.

Джими Хендрикс jazzpeopleЛицо блюз-рока
Джими Хендрикс

Как вы понимаете, этим молодым человеком был герой нашей передачи.  По всей видимости, даже если бы он и не оказался на том концерте, то блюз бы настиг его. Дело в том, что его музыкальные пристрастия сводились к увлечению джазом, которое началось еще с отцовской фонотеки, и роком, который он усиленно наяривал в молодости. Но первый был слишком элитарен, а второй чересчур прямолинеен. Золотая середина – блюз-рок. Судьбу не обманешь.

Я просто наблюдал за гитаристами, за движениями их рук и пальцев

Но вы, дорогие читатели, понимаете, что почувствовать и осуществить – совсем разные вещи. Дело в том, что Коко владел гитарой на весьма среднем уровне. Он был самоучкой и никогда не брал уроков. Как он сам говорил, я просто наблюдал за гитаристами, за движениями их рук и пальцев, а потом пытался повторить. Кроме того в числе его знакомых блюзменов совсем не было. Потому он продолжал колотить по барабанам до 1972 года, пока счастливая звезда не блеснула для Монтойи во второй раз.

Историческая встреча №2

Это произошло в небольшом клубе города Калвер-сити. Там Монтойя играл по выходным, дабы заработать на жизнь. И в один прекрасный день там должно было состояться выступление Альберта Коллинза. Для его команды предоставили установку Коко, а самого молодого драммера извещать даже и не думали. Естественно, что Монтойя был очень разозлен и намеревался устроить скандал, но прославленный музыкант пригласил его послушать  шоу. И тут… Опять такая же реакция, как и 3 года назад! После этого отступать было никак нельзя. И буквально через несколько месяцев Коллинз сам позвонил Коко и пригласил его участвовать в турне. Через 3 часа после разговора они уже ехали в автобусе, а вечером давали концерт. И главное, что не было ни одной репетиции – все играли сходу!

Колинз и Монтойя JazzPeople

Монтойя работал барабанщиком Коллинза вплоть до 1978 года. Именно Альберт посоветовал молодому музыканту хорошенько изучить гитару. Благодаря своему неуемному желанию научиться играть блюз и упорству в изучении тонкостей гитаризма Коко быстро схватывал все «фишки», которые показывал маститый музыкант. И их сотрудничество переросло в близкую дружбу. И Монтойя хорошо усвоил уроки наставника. Его музыка заставляет нас сначала чувствовать, а потом разбираться в мелочах.

Наставник Альберт Коллинз всегда повторял: не пытайся сразу вникнуть в детали. Почувствуй, как это звучит

Их привязанность друг к другу приняла даже весьма причудливые очертания: дошло до того, что Коллинз начал представлять Коко как своего сына. Именно в такой форме он представил молодого… музыканта в переходной барабанно-гитарной фазе шефу лейбла «Аллигатор», чем его очень озадачил. Но тот послушал Монтойю, и все стало понятно: перед ним был художник, не слепо копировавший своего наставника, а глубоко прочувствовавший стиль и ставший его истинным преемником.

Звезда блюза – Коко Монтойя

Меникетти jazzpeopleНадрывный блюз
Дэйва Меникетти

Уже к этому времени Монтойя выработал собственный стиль игры. Стоит только внимательно посмотреть на любую его фотографию с гитарой, чтобы заметить одну необычную особенность. Мало того, что Коко левша, так он еще играет на струнах, натянутых в обратном порядке. То есть толстые у него снизу, а тонкие – сверху. Но на уровне исполнения это никак не сказывается. Зато увидев раз, вы его уже ни с кем не спутаете!

Коко Монтойя Coco Montoya JazzPeople

 

Вы можете подумать, что дела у Монтойи в это период шли как нельзя лучше. Но тут стоит упомянуть, как ни странно, финансовую сторону вопроса. Во все времена музыкантам платили мало! И хотя я сама музыкант, не жалуюсь. Но дело в том, что заработать хорошо в 70-е получалось далеко не у всех. За разовое выступление им случалось положить в карман 40-50 долларов. А ведь концерты были не каждый день и даже не каждую неделю. Крупных контрактов на горизонте тоже не маячило… В итоге Монтойя решает оставить музыкальную карьеру…

Вы сейчас, наверное, могли бы резонно спросить: да как же так?! Столько сил было потрачено, столько времени и запала этого энтузиаста. Но, увы… Жизнь, порой, диктует жесткие условия. Тем более наступила эра диско, в которой блюзу было совсем уж некомфортно. И вопрос выживания стал очень остро. Монтойя и Коллинз остались близкими друзьями, часто созванивались. А музыкой Кок занимался теперь для себя, работая барменом в одном из клубов Лос-Анжелеса. Время шло и, казалось, ничего не предвещало кардинальных перемен. Но… Однажды в это заведение зашел очень любопытный субъект. Кто бы это мог быть? Сам Монтойя так рассказывал об этом вечере:

Там в основном собирались музыканты вроде меня, но заходили и известные рок – исполнители. Я частенько джемовал с Филом Лайноттом, а однажды даже довелось поиграть с Филом Коллинзом, правда, тогда он еще не был широко известен. Так вот, когда я узнал, что в клубе находится он собственной персоной, то вдруг вспомнил, что мне говорили про его день рождения – вроде как раз дата совпадала. И я объявил, что в честь этого события исполню вещь All Your Love, которую музыкант раньше играл вместе с Клэптоном. И этому субъекту исполнение так понравилось, что он ушел из клуба с записью этой песни на магнитофонной кассете. И совсем немного времени понадобилось, чтобы Монтойя был приглашен в состав легендарной команды Bluesbreakers.

Сотрудничество с музыкантами

Тем любопытным субъектом был сам Джон Мэйолл. Послушал он еще разок эту запись и позвонил прямо в British Pub, где Коко стоял за стойкой, меланхолично натирал стаканы и наливал всем что погорячее. Он даже сначала не поверил, что слышит Мэйола. Подумав, что его разыгрывают друзья, даже бросил трубку. Но Джон настойчиво перезвонил… Монтойя попросил время на размышление, потому что первой его мыслью было: «Прошло уже столько времени! Я не смогу… Я не справлюсь!» Но потом он сказал себе: «Слушай, парень, другого такого случая тебе уже не представится. Ты ведь всегда мечтал об этом, а Мэйолл – один из твоих кумиров. Рискни!» И рискнул! И проработал с «Рарзушителями» аж 10 лет!

 

Это уже был совершенно другой уровень. Мировая известность! Бесчисленное множество фестивалей, концертов, туров и других рабочих приятностей. Это был настоящий подарок судьбы… и, в то же время, вызов. Ведь до него в знаменитой команде играли Эрик Клэптон, Питер Грин и Мик Тейлор! Здесь нужно было либо выйти победителем, либо окончательно погибнуть в плане карьеры. И Монтойя с достоинством и блестящим мастерством выполнил поставленные задачи. Ему даже выпадала возможность открывать концерты песнями собственного сочинения. А кавер-композиция Джи Джи Кейла Sensitive Kind с обворожительным соло в исполнении Коко привела в восторг огромное количество фанов.

Коко Монтойя Coco Montoya JazzPeople

Монтойя вспоминает десятилетие с Мэйолом, как время успеха, новых открытий и бесценного опыта. Много теней стояло за плечами, многое пришлось преодолеть. Но он выстоял и его талант засверкал, подобно бриллианту, многим гранями. Особенно ему нравилось соревнование с Уолтером Траутом – вторым гитаристом, который тоже был достоин восхищения. Он не ограничивался работой с Bluesbreakers. В 1993 году он принял участие в записи пластинки Коллинза Collins Mix. Там-то с Альбертом и произошел разговор, результатом которого была рекомендация начинать «делать что-то свое». Но Монтойя долго сомневался. Оно и понятно: 10 лет сотрудничества – немалый срок! Но нужно было принимать решение. И после визита к уже смертельно больному Коллинзу, он все-таки уходит.

Начало сольной карьеры Коко было весьма успешным. Его первая пластинка 1995 года Gotta Mind To Travel всех просто ошеломила. Ему даже присудили премию имени У.Хэнди как лучшему блюзовому гитаристу. Дальнейший его путь – отдельная увлекательная история, которую я расскажу в одном из ближайших выпусков передачи. А на сегодня все, дорогие друзья!