Здравствуйте, дорогие читатели. У микрофона снова Даша Винокурова, а в эфире передача Вечера в стиле блюз.

Сегодняшний наш разговор будет о музыканте, чье имя давно стало нарицательным для поклонников рока. Его игрой восхищались, ему подражали и его боготворили. После непродолжительной, но ярчайшей карьеры этого гитариста лицо музыки изменилось раз и навсегда. Он принадлежит к числу таких новаторов, которые не оставляют без внимания ни одну сторону творчества: от чисто технологических моментов до внешних атрибутов шоу. Устраивайтесь поудобнее! Сегодня с нами бессмертная музыка Джими Хендрикса!

Джими Хендрикс jazzpeople

С чего бы начать? Этот вопрос мучил меня долгое время. И мне кажется, что он возник бы у многих, будь они на моем месте. Его новаторства охватывают так много сторон музыки, что это в некотором роде ставит в тупик. Да и посвящать ему стоит не одну и не две передачи, а цикл полноформатных программ. Потому мы непременно вернемся к его наследию в последующих выпусках. А сегодня хотелось бы обсудить лишь некоторые аспекты, касающиеся технологических моментов его исполнения.

Неповторимый Джими Хендрикс

Джаз, фанк, рок, блюз – все это удивительная мистерия, именуемая Jimi Hendrix Style. Что же делает его настолько особенным и неповторимым, раз он до сих пор заставляет нас забывать обо всем и только с жадностью ловить каждый звук? В чем новаторства Хендрикса? Если хотя бы частично ответить на эти вопросы, то претензии к первенству Джими отпадут сами собой. Или нет? Если почитать англоязычные журналы, то можно наткнуться на множество статей типа «за» и «против». Некоторые пытаются отстоять легендарное имя гитариста, другие не оставляют попыток развенчать его славу. На чьей стороне быть – решать вам.

Хендрикс родился 27 ноября 1942 года в Сиэтле, штат Вашингтон под именем Джонни Ален. Отец несколько лет спустя изменил его на Джеймс Маршал, хотя всегда называл сына «Бастером» или «Джими младшим». Кстати, как раз с отцовской метлы и началось у Джими увлечение музыкой. Он часто брал ее в руки и делал вид, будто играет на гитаре.

Детство его не было легким, но цепь драматических событий предопределили дальнейший путь: развод родителей, смерть матери, а после этого покупка акустической гитары за 5 долларов и уход из школы ради музыки. С 1966 года он начал играть на Fender Stratocaster. Одна из гитар этой модели, принадлежавших ему, была продана на аукционе за рекордную сумму в US$168,000. Кроме Страта, Джими играл на Fender Duosonic, Jazzmaster, Jaguar и Telecaster, Gibson ‘Flying V’, SG и Les Paul.

Джими Хендрикс jazzpeople

Карьера по ударом

Поиграв в сиэтловских группах и едва сделав первые шаги в музыке, Хендрикс чуть было не поставил крест на своей карьере. 1961 году Хендрикс был схвачен на месте преступления за угон автомобиля. Ему предоставили выбор: либо сесть в тюрьму, либо отслужить в рядах славной армии США. Хендрикс выбрал второй вариант и с доблестью принялся исполнять воинский долг: засыпать на посту, демонстрировать полное отсутствие милитаристских навыков и получать самые негативные отзывы от начальства. В дальнейшем Джими редко говорил об этом периоде жизни, но ни разу не упоминал то, что он покинул армию после перелома лодыжки во время прыжка с парашютом.

Меникетти jazzpeopleМастер душераздирающих соло Дэйв Меникетти

Вообще с трудом можно поверить, что этот безумный гитарплеер в начале 60-х был рядовым сессионщиком. Но это дало ему поистине бесценный опыт. Начинал он с группы The King Casuals, в которой запиливал соляки со своим армейским товарищем – басистом Билли Коксом. Кроме того, играл с Тиной Тернер, Сэмом Куком, The Isley Brothers, Литтл Ричардом. После начался период сотрудничества с командой Jimmy James and the Blue Flames, в которой его как раз заметил Чес Чендлер. Он же убедил музыканта переехать в Великобританию и начать новую страницу биографии – историю The Jimi Hendrix Experience.

Хендрикс шагал в ногу со временем и не прошел мимо тенденции к эпатажу. Его сценические костюмы и поведение во время игры об этом говорят весьма красноречиво. Вполне возможно, что данью этой стороне жизни рок-н-ролльщика был один интересный факт. С 1966 года, когда была основана команда The Jimi Hendrix Experience, гитарист начал снимать квартиру по адресу 23 Brook Street. По соседству – в доме 25 – некогда жил великий немецкий композитор XVIII века Георг Фридрих Гендель. Сейчас на обоих домах прикреплены памятные таблички, посвященные музыкантам.

Джими Хендрикс jazzpeople

И еще немного о поведении Джими. Многие могли сказать о нем так: он просто невыносим, но всегда добивается своего. Хендрикс часто позволял себе весьма существенные вольности касательно деятельности The Jimi Hendrix Experience. Не раз случалось, что басист Ноэл Реддинг покидал студию на некоторое время из-за крайнего раздражения. А возвращаясь, обнаруживал, что все его партии уже записаны Хендриксом. К тому же на репетициях и сессиях записи постоянно присутствовали «девочки» известного назначения, которые каждый раз спрашивали у несчастного Ноэла, кто он такой. Вот такие дела…

Rory Gallagher jazzpeopleВечера в стиле блюз: Рори Галахер

Не лишен был Хендрикс и чувства юмора. К примеру, затейливый каламбур вышел с песней Purple Haze. На одном из выступлений сам Хендрикс сделал как бы «оговорку»: на словах Scuse me while I kiss the sky (Простите меня, пока я целую небо) многим послышалось Scuse me while I kiss this guy (Простите меня, пока я целую этого парня). В общем, фанаты потом так и пели. Хотя в итоге Хендрикс исправил сию ситуацию, целенаправленно показывая на небо во время звучания этих строк.

Все эти факты добавляют шарма герою нашей передачи. Но все же главное – его музыкальные открытия. Стиль Хендрикса узнается моментально из-за уникального саунда, состоящего из множества нюансов, и которого он добивался самыми разными способами. Как известно, Джими был левшой, но играл на стандартной гитаре со струнами, натянутыми в обратном порядке. Это не только необычно выглядело, но и заставляло бридж делать низкие частоты более резонансными, что создавало одну из сторон того самого неповторимого звучания. К этому прибавлялись эксперименты с электроникой, особенно в третьем альбоме, а также особые настройки усилителя. Примечательны его эксперименты в области психоделического звучания, а именно добавления техник эйсид-джаза и нойз-рока. В этом плане приходят на ум Cream, но они, по всей видимости, шли по стопам Хендрикса, а не наоборот. В общем, до сих пор можно восхищаться полетом его экспериментаторской мысли!

Джими Хендрикс jazzpeople

Стихийная музыка

Оригинальна и ритмическая сторона его музыки. В ней сочетаются элементы фанка, блюза, джаза, рока и тех самых «перчинок», заложенных в уникальных гитарных риффах. С каждым шагом он добавлял доли импровизации, их становилось все больше и больше, и в конечном счете они приводили музыку в поистине стихийно-эйфорическое состояние. Послушайте только Red House или Bold As Love! Да и вообще для него не существовало понятий «ритм- и соло-гитара». Он умело комбинировал обе техники, переходил от одного типа фактуры к другому, когда ему вздумается и стоил в этом десятерых. Он был прирожден играть в составе трио.

Особо хочу отметить то, что Хендрикс в каждой своей композиции демонстрирует прочное знание гармонии, причем далеко не примитивного ее варианта. Можно найти массу интересных созвучий, как оправданных функционально, так и чисто колористических. Все это является, на мой взгляд, влиянием эйсид-джаза, но настолько мощное использование сонорики, то есть использование звуков вне определенной высоты – шумов, например – в роке появляется впервые.  И при этом все элементы являются органичной частью аккордового «полотна». Это уникальный пример в истории музыки.

Структуры его композиций заслуживают особого внимания. На первый взгляд может показаться, что импровизационность – корневая природа блюза, сильно повлиявшего на творчество Хендрикса. Но не стоит забывать о том, что изначально блюз – довольно строго организованный «квадрат» и его расширение влечет за собой массу последствий, которые могут просто завести в тупик. Но Хендрикс не был бы Хендриксом! Его техника касается не только сугубо гитарных тонкостей, но и того, как он строит последовательность музыкальных эпизодов. Он их свободно чередует, не нуждаясь в рамках. Ему не нужны ограничения, он знает, как начать, развить и закончить. И можно с уверенностью сказать, что до него такое вряд ли кто творил! После – многие…

Джими Хендрикс jazzpeopleДля многих до сих пор Хендрикс является олицетворением той славной эпохи психоделических футболок, наркотиков, рубашек в цветочек и безумия фестивалей Вудсток и Монтерей. Смерть Джими в 1970 году, так же как распад The Beatles, стала финальным рубежом этой суб-культуры.

Но конец хиппи не означал закат его музыки. Как вы думаете, могло ли творчество Джими, рождаясь оно в наши дни, быть актуальным? Был бы ли он востребован или остался бы в тени? И вообще, множество вопросов в плане самого процесса: как можно совмещать в себе настолько прогрессивные и противоречивые черты – не понятно. Загадка гения… Мы еще вернемся к разговору о творчестве Джими, ведь осталось столько возможных тем! К примеру, почему публика отрицательно воспринимала его позднее творчество? Что нового внес он в область электронного звучания? Плюсы и минусы гитарной техники и многое другое! Ну а на сегодня все.