10, 11 и 12 ноября на Новой сцене Александринского театра пройдет Фестиваль JAZZ M в программе сезона «Мейерхольдоведение», приуроченного к 150-летию выдающегося режиссера, реформатора театральной сцены Всеволода Мейерхольда (1874 – 1940), творческая биография которого в период с 1907 по 1917 годы была тесно связана с Императорской Александринской сценой и чьё имя носит Новая сцена.
Наш мейерхольдовский сезон не случайно начинается с джазового уик-энда, как известно, именно Мейерхольд впервые, по крайней мере, в истории отечественного театра, вывел на сцену джаз-бэнд, и случилось это летом 1924 года в Ленинграде. Кроме того, существует легенда, что Мейерхольд одолжил своему бывшему студийцу Валентину Парнаху деньги на музыкальные инструменты для создания первого советского джаз-бэнда.
Ноябрьский джазовый фестиваль на Новой — это десять событий за три дня. У нас соберутся музыканты, олицетворяющие современную джазовую сцену и сотрудничающие с звукозаписывающим лейблом Rainy Days, междисциплинарные художники и исполнители, которые занимаются авангардной электроникой, импров джазом, видео-артом и пластическими практиками, танцевальная труппа и оркестр Фонда «Антон тут рядом».
Программа джазового фестиваля JAZZ M
JAZZ M x RAINY DAYS — четыре концерта на Новой сцене в содружестве с лейблом Rainy Days
Два концерта в Чёрном зале вне жанров
JAZZ M x Фонд «Антон тут рядом» — перформанс «Скрытое» от танцевальной труппы «Антон тут рядом», 11 ноября
Медиации на Новой сцене, 11 и 12 ноября
JAZZ M х NOISEROOM — концерт, предваряющий основную программу Фестиваля, 10 ноября
10 ноября в 19:00 на Новой сцене представляем аудиовизуальный концерт «Noiseroom: индастриал».
Темой концерта стал жанр «индастриал», музыкальные корни которого уходят в начало 20-го века и отсылают к искусству авангарда 1920-х годов, когда идея использования шума как музыкального элемента была декларирована итальянским футуристом Луиджи Руссоло в манифесте «Искусство шумов».
В большом зале Новой сцены будут исполнены три перформанса от междисциплинарных художников и музыкантов, среди участников: российско-голландский индастриал дуэт Razmotchiki Katushek и петербургский видеохудожник Юрий Элик; SymphoCat, Dmitry Lu, Thiasos Butoh и Олег Потий с коллективным аудиовизуальным перформансом «6’33»; Андрей Поповский, Владимир Лучанский и Кристине Казарян с пространственным звуковым перформансом «негромко».
Лучшие джазовые барабанщики мира
11 ноября, 12:00; 12 ноября, 13:00
Медиации на Новой сцене
Запускаем новый формат, который соединяет в себе экскурсию, променад и непременный диалог гостей и медиатора друг с другом, вместе с куратором, арт-медиатором, создателем телеграм-канала «Начитались Диккенса» Наташей Агаповой.
Медиации на Новой сцене — это погружение в прошлое и настоящее нашей площадки
В диалоге медиации раскроют идеи сотворчества, синергии, синтеза, которые были близки режиссёру Всеволоду Мейерхольду (1874 – 1940, его имя с августа 2022 года носит площадка) и сейчас определяют направление проектов Новой сцены. В ходе медиации вы спуститесь под сцену, заглянете в репетиционные помещения и пройдёте теми маршрутами, которые обычно скрыты от зрителя.
11 ноября в 19:00 на Новой сцене камерный оркестр Андрея Красильникова сыграет петербургскую премьеру альбома «Bloodу Belly Comb Jelly». В программе — авторские произведения, которые обычно исполняют в квартете. Но на этот раз к квартету присоединятся исполнители на духовых инструментах, в составе — флейты и кларнеты различных размеров, флюгельгорны, тромбон и туба.
В этот же день в 20:00 в Чёрном зале «LIVE TECHNO DRUMS» от Алексея Бобровского, ученого, доктора химических наук, члена-корреспондента РАН и перкуссиониста. Он сыграет на ударной установке, состоящей из двух десятков барабанов и тарелок. Визуальные образы в режиме live будет создавать медиахудожница TANYAMIST.
В это же время в Фойе Новой сцены танцевальная труппа «Антон тут рядом» покажет премьеру «передвижного» перформанса «Скрытое».
Автор идеи и хореограф Алевтина Грунтовская так формулирует его посыл:
«Инклюзивный перформанс — процесс движения от скрытого и тайного к заметной форме, возможно, даже поэтической. В перформансе участники постоянно будут находиться в движении, чем бы для них оно ни являлось. Важным здесь становится заигрывание с идеей биомеханики Всеволода Мейерхольда, с идеей участия ритма, механики, дисциплины, формы и — при этом — обращение к поэзии.Это тонкие связи между перформерами, музыкантами и наблюдателями, которым мы позволим стать заметными».
Завершит первый день фестиваля в 21:00 трио Игоря Яковенко с петербургской премьерой альбома «Hyperfocus», который был выпущен на лейбле Rainy Days в апреле 2023.
Второй день JAZZ M 12 ноября открывает в 19:00 концерт представителей нового поколения современного российского джаза трио Михаила Марышева. В программе — авторские композиции и музыка с Live-альбома «Live at JFC», записанного в культовом петербургском джаз клубе JFC в рамках фестиваля Rainy Hot Culture Jazz Days.
В 20:00 в Чёрном зале специально для Фестиваля впервые в таком составе соберутся Вячеслав Гайворонский, Николай Рубанов и Трио ГУДДРОН (Константин Оганов, Кирилл Клюшин, Михаил Кулешин). Музыканты готовят особенную программу в широком спектре импровизационной музыки — от авангарда и контемпорари до ритмичного нео-джаза и композиционного импров.
Завершит фестиваль в 21:00 квинтет Дмитрия Мосьпана с программой «Мотивация». Дмитрий Мосьпан – саксофонист, композитор, аранжировщик, преподаватель, победитель телепроекта «Большой джаз» на канале ВГТРК «Культура». В концерте прозвучат авторские композиции Дмитрия из его будущего альбома.
Rainy Days — звукозаписывающий лейбл, основанный в 2018 году и работающий над изменением ландшафта современной джазовой сцены. На лейбле за это время вышло около двадцати альбомов, один из них получил номинацию на «Грэмми». На Новой сцене проходили фестивали от Rainy Days в 2018 и в 2021 годах.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Есть мнение: цитаты джазовых музыкантов