Владимиру Борисовичу Фейертагу принадлежат заслуги в области развития и продвижения джазовой культуры на советском и российском пространстве. Теоретик джаза по праву считается главным музыковедом страны в сфере импровизации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации регулярно ведет джазовые фестивали по всей стране – от Калининграда до Владивостока. Историк джаза и музыкальный критик Владимир Фейертаг рассказал JazzPeople, как менялся джаз в отечественной культуре на протяжении нескольких лет.

«Джаз как таковой остается неизменным, скорее меняется его бытование. В России до некоторых пор не было клубной жизни, а это именно та обстановка, в которой должен звучать джаз, потому что не все произведения достойны большой сцены и тысячного зала. Безусловно, существуют камерные составы и биг-бэнды, предназначенные для выступлений на площадках с разной акустикой.

Владимир Фейертаг, интервью JazzPeople

Сейчас появилось достаточно много музыкальных ответвлений от джаза – некоторые из них звучат агрессивно, другие тяготеют к поп-музыке. Клубная жизнь – это новое явление для нашей страны, но постепенно мы входим в эту культуру. В небольших городах это больше заметно, а в мегаполисах чуть меньше из-за богатого разнообразия заведений, зачастую сегодня джаз играют и в не тематических кафе и барах. Но в любом случае все начинается с инициативы одного человека!

Не все люди до конца понимают, насколько разным может быть джаз, а потому организовывая свой досуг, предпочитают более развлекательные мероприятия, где наверняка знают, за что платят деньги. В Америке с этим дела обстоят иначе. Когда не очень крупное заведение приглашает к себе популярного музыканта, он не может отказаться, потому что этот клуб не его уровня. В этом вопросе все друг к другу относятся уважительно, к тому же везде есть свои нюансы.

Джазовый музыкант – это творец

В мировой практике принято считать, что джаз – это американская музыка, кто бы ее и где не играл. И даже соединяя этнические мотивы России, Норвегии или Испании с джазом, эта музыка все равно останется американской. Нельзя не согласится с тем, что корни его уходят на Запад. Но это не означает, что национальный джаз не имеет права на существование. Раньше разгорались горячие споры о том, есть ли советский джаз. Тогда это понятие воспринималось так: советский джаз – это американский джаз? который играет человек с советским паспортом.

Джаз – это просто джаз. Музыкант либо играет известные стандарты, либо пишет музыку сам. И в том, и в другом случае он творец, так как интерпретирует произведение со своей точки зрения. Сильное влияние оказывает и знание классической музыки. Однозначно можно сказать, что «некоренным» исполнителям джаза всегда сложнее доказать, что они способны понять этот жанр, в то время, как американцы пропитаны этой культурой, и им доказывать определенно ничего не нужно».

Беседовала Виктория Мэлл