Олег Киреев

Известный саксофонист Олег Киреев в российском джазе – едва ли не единственный пропагандист такого музыкального направления, как этно-джаз. Уже два десятилетия он неутомимо исследует эту оригинальную и разностилевую музыку.

В 2014 году, благодаря гранту главы республики и минкульта Башкирии, ансамбль «Орлан» Олега Киреева выступил на международных джазовых фестивалях в Москве, Архангельске, представил программу на престижной нью-йоркской сцене Symphony Space.

– Как принимала искушенная американская публика?

– Прекрасно, как своих. Никакой экзотики мы для них не представляли. В нью-йоркской прессе были очень тёплые отзывы о нашем выступлении. Приятно, что американские слушатели, музыканты и продюсеры благодаря языку джаза познакомились с нашим краем. Это то, что работает на имидж республики. Кроме того, очень важно, что мы можем показать не только чисто этнические инструменты – курай и кубыз, но и хороший джаз.

– Планируете проекты с уфимскими музыкантами?

– Я всегда с удовольствием приглашаю Олега Янгурова и Рустема Каримова в свои проекты. Надеюсь, что пианист Руслан Воротников будет чаще с нами работать. Мечтаю собрать уфимских музыкантов на московской сцене, потому что они настоящие профессионалы.

– Не так давно вы презентовали в Уфе новый альбом «Башкирский караван»…

– Да, и самое интересное, что альбомы 1989 года и 2014 года отлично дополняют друг друга. Я долго думал, как эта музыка будет звучать в наши дни. Но оказалось, что она остаётся вне времени. Поэтому когда есть наш уфимский золотой состав, который находится в прекрасной форме, это очень здорово. Я рад, когда на сцене собираются все уфимцы. К тому же все музыкальные открытия совершены в XX веке. Сейчас, конечно, что-то пытаются сделать, но ничего великого, никакого нового жанра до сих пор не создано.

– На ваш взгляд, в музыке совсем ничего нового не происходит?

– Я внимательно слежу за всем, что происходит в мире музыки. Конечно, что-то новое появляется. Особенно в классике, хотя, конечно, назвать классикой сегодняшнюю музыку нельзя – она на грани с авангардом. В джазе тоже появляется что-то новое, но всё равно на базе уже придуманного в XX веке. Увы, действительно чего-то супер яркого от 20-30-летних музыкантов сегодня нет. Техника, конечно, возросла, образовательная база стала прекрасной. Но не родился пока еще второй Майкл Брекер, остались в истории Бренфорд и Уинтон Марсалис, Майлс Дэйвис. В электронной музыке появляется что-то новое, тот же дабстеп, но этот жанр уже нельзя назвать музыкой для души. Где такие команды, как Pink Floyd, Led Zeppelin, Beatles? Есть, конечно, Стинг, который создал свой неповторимый стиль, Рианна, Шаде, U2 собирают стадионы, но это звёзды прошлого века. Чёрная культура развивается очень сильно, но и она, к сожалению, уже не та. На мой взгляд, все эти проблемы связаны с глобализацией, полной унификацией.

– Вы по-прежнему являетесь арт-директором московского клуба «Союз композиторов»?

– Нет, теперь я возглавляю эвент-агентство «Арт атмосфера», которое активно занимается мероприятиями на различных площадках в России и за рубежом. В своё время «Союз композиторов» остался единственным джазовым клубом в Москве, после того как закрылся клуб Игоря Бутмана. В середине 2000-х мы перехватили пальму первенства, и многие американские музыканты, мои друзья, выступали именно у нас. Так что «Союз композиторов» играл довольно большую роль в культурной жизни Москвы.

– На ваши уфимские концерты стоимость билетов очень приемлемая – от 300 рублей. Сами следите за ценовой политикой?

– Да, мы стараемся делать гуманные цены, сами контролируем и регулируем стоимость билетов. Когда нас поддерживал пенсионный фонд, у нас вообще был бесплатный вход. Новый проект этого года – авторская серия концертов для всей семьи «Джазовые истории с Олегом Киреевым» – становится по настоящему социальным, благодаря поддержке минкульта РБ и ГКЗ «Башкортостан». Второй концерт из этой серии – «Эра бибопа: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и другие» – состоится 25 апреля на сцене концертного зала «Башкортостан».

– Вы являетесь советником главы республики по культуре. Что вам и Башкирии это дало?

– Благодаря этой должности удалось реализовать много проектов, особенно в 2010-11 годах. Например, мы возродили фестиваль «Розовая пантера», провели много других фестивалей и благотворительных акций. Сейчас я не настолько активно работаю в Уфе из-за нехватки свободного времени – очень часто нахожусь за рубежом. Но тем не менее я слежу за ситуацией, всегда откликаюсь и помогаю, чем могу. Конечно же, я не сижу в кабинете, не получаю зарплату – моя должность общественная.

– Когда приезжаете в Уфу, замечаете перемены?

– Положительные изменения в облике города в преддверии саммитов ШОС и БРИКС невозможно не заметить. В Уфе мне в первую очередь приятно видеть друзей и коллег. А если говорить о местах – да вся Уфа нравится. Я прекрасно помню и Черниковку, и Инорс, и другие районы. Когда бродишь по родным улицам, вспоминается только хорошее, и это здорово. К сожалению, уже много лет назад местные архитекторы постарались и уничтожили прекрасные старые постройки, а на их месте построили банки и другие здания. Вместо того чтобы реставрировать, многое снесли. Конечно, Уфа изменилась. Мне не нравится, что улицы расширили из-за проблем с пробками. Лично я считаю, что надо сделать как в Европе – в центр города пускать только общественный транспорт. В конце концов, ничего не случится, если ты выйдешь из своего «мерседеса» и пройдёшься немного пешком. Есть города, которые решили эту проблему. В Ростове, например, в центр на автомобилях не пускают. Исключение – только если ты едешь на работу. А в Уфе просто срубили все деревья, убрали всю ауру старого города. Я очень долго не мог привыкнуть к тому, что улица Коммунистическая стала широкой, а для пешеходов практически не осталось места. Я недавно побывал в Тюмени. В жизни не думал, что Тюмень станет похожа на старый Ярославль! Там очень уютно и приятно.

– А в плане культуры в Башкирии что-то меняется?

– На мой взгляд, молодёжь остается без должного внимания. Я, к сожалению, не вижу ярких событийных вещей. Можно ведь сделать какой-то проект на основе всем известного «Голоса». Изобретать ничего не нужно – все уже придумано и разработано. В Уфе много рок-команд, которые можно поддерживать. Мне, как музыканту, хотелось бы больше движения во всех смыслах, даже в смысле гастролей. Чтобы не одна попса приезжала в город, а чтобы, например, на сцене оперного театра или филармонии проходили встречи с выдающимися мастерами, которые есть и в Москве, и в соседних регионах. Мне бы хотелось, чтобы интересные события в республике случались чаще.

– Как думаете, в чём проблема?

– В отсутствие масштаба видения этих проблем, подхода к ним и какой-то местечковости. Проекты надо создавать, генерировать. Это в первую очередь относится к руководителям коллективов – дирижёрам, директорам. Руководителям нельзя замыкаться на себе, нужно уметь работать с коллегами из других городов и регионов, приглашать их к себе. Но многие почему-то думают, что это конкуренты, которые мечтают их подсидеть.

– Что вас удручает в современной России?

– Мне бы хотелось, чтобы люди смотрели больше добрых фильмов и тёплых программ, а они вынуждены смотреть шаблоны с американского телевидения. В том числе и в плане политических программ – когда не пытаются дойти до сути проблемы и решить её, а просто как собаки лают друг на друга. После перестройки наша страна не стала комфортной и уютной, как мечталось. Мы не Швейцария.

Не пожалели, что не остались в своё время жить за границей?

– Судьба, наверное, у каждого своя. Опыт у меня был большой, ведь я жил и в Польше, и в Англии. Я мог остаться заграницей. Но так или иначе я умудряюсь достигать большего в России. Ну а если говорить о молодых музыкантах, то сегодня у молодёжи гораздо больше возможностей. Всё гораздо проще, чем в наши молодые годы. Можно запросто ездить в другие страны, к тому же существует много всевозможных программ.

– На ваш взгляд, музыкант должен быть социально-активным?

– Он такой же гражданин, как и другие люди, и имеет на это право. Затыкать рот музыкантам со словами «играй на своей гитаре и не высовывайся» могут лишь недалёкие люди.

– Нет опасения, что вернётся знаменитый лозунг про джаз из времён СССР?

– Нет, всё-таки сейчас другое время. Да и к тому в материальном плане люди стали намного лучше жить, произошли позитивные изменения. Тот кризис, который на сегодняшний день разразился в стране, в большей степени в головах. Вот когда всё в головах упорядочится, тогда всё встанет на места. Ура-патриотизм ничего не имеет общего с настоящим патриотизмом. Настоящий патриотизм – это когда ты действительно переживаешь за родину и близких, а не кричишь «Ату!» на того человека, чьё мнение отличается от твоего. Для нормальных людей это прописные истины. Но тем не менее будем надеяться на лучшее.


 

Джаз-бэнд «Орлан», основанный Олегом Киреевым в 1986 году и дебютировавший на фестивале в Куйбышеве, покорил слушателя неожиданной свежестью и объехал затем всю страну. В 88-м «Орлан» получил статус народного коллектива минкульта Башкирии, а уже через год музыканты выпустили виниловый альбом «Башкирские легенды» в фирме «Мелодия». Гастроли в Польше в 1991 году стали последними выступлениями для джаз-группы, пока в 2011 году «Орлан» снова не собрался вместе. После двадцати лет музыканты воссоединились во время джазового фестиваля «Розовая пантера» в родной Уфе.

Не так давно «Орлан» презентовал новый альбом «Башкирский караван». Название диска апеллирует к знатокам музыки, связывая эту работу с традиционным джазом. Тем не менее прямого цитирования или знакомых мелодий слушатели на нём не найдут. Но обнаружат плавящийся джаз в котле этнической музыки – буйство и динамику того, что принято называть фьюжн.
Беседовала Ксения Лаптева, «МедиаКорСеть»