Фестиваль «Сентябрь в Тихвине» – творческая лаборатория

    0
    фестиваль Сентябрь в Тихвине jazzpeople

    26 сентября состоялся очередной Открытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». Возможно, в этот раз он не принес с собой больших открытий, но безусловно обогатил музыкальную палитру 16-летнего джазового тихвинского марафона новыми цветами и вновь заставил специалистов и музыкантов говорить о феномене стабильности, которую демонстрирует этот провинциальный фестиваль. А также спорить о том, что же он такое – социальный эксперимент, как заявил джазовый обозреватель Кирилл Мошков, или своеобразная ловушка для джазового музыканта, как считает знаменитый теоретик джаза и бессменный ведущий «Сентября» Владимир Фейертаг.

    «ЛенОблИнформ» передает, что на сцену городского Дворца культуры имени Римского-Корсакова в этот день вы-ходили музыканты, большинство из которых хорошо знакомы аудитории «Сентября в Тихвине». Поэтому фестиваль получился камерным и по-семейному уютным. И в то же время каждое выступление приносило аромат свежести, поскольку «старые знакомые» звезды джаза демонстрировали «новые» проекты и исполняли, в основном, неизвестную публике музыку. К удивлению иных завсегдатаев фестиваля джазовых стандартов не было вообще.

    «Мы играли исключительно авторскую музыку, – словно выразив репертуарное кредо оргкомитета, сказала московская певица, тромбонистка и лидер группы «Солнечный ветер» Алевтина Полякова. – Нас об этом попросил художественный руководитель фестиваля Игорь Володин, и мы с удовольствием исполнили его просьбу». В результате коллектив этой обладающей большим вкусом экстравагантной джазвумэн наполнил зал терпким коктейлем из фьюжна, фолка и афроэтники, который пьянил сочным вокалом Поляковой и заставлял кровь пульсировать в такт жарким ритмам виртуозного барабанщика Игната Кравцова.

    Ансамбль архангельского гитариста Тима Дорофеева представил его произведения, написанные в соавторстве с саксофонистом Виктором Хабаровым, которые завораживали нервным и мощным вокалом Константина Седовина – лучшего джазового вокалиста Советского Союза 1980-х. Еще один гитарист с северными корнями москвич Николай Куликов представил свой новый и необычный для российского джаза проект – «Трио ВКЛ». Традиционные гитару и барабаны здесь дополняет цифровой орган, отчасти исполняющий роль ритм-секции и придающий джазовой основе композиций жирное, плотное роковое звучание.

    Идейный вдохновитель фестиваля, его художественный руководитель Игорь Володин собрал в свою группу таких звезд, как ярославский саксофонист Станислав Майнугин, питерский уникальный музыкант, исполняющий джаз на губной гармошке, Максим Некрасов и тихвинский контрабасист Юрий Грибецкий. А заодно и вернул к творческой жизни после 14-летнего забвения в прошлом знаменитого барабанщика Анатолия Циганкова, работавшего в биг-бэнде Иосифа Вайнштейна. Коллектив представил несколько композиций из нового альбома Игоря Володина «В краю безмятежных снов», попавшего в джазовый европейский чарт, а также совершенно новую авторскую балладу композитора, которая пока даже не имеет названия.

    Своеобразным десертом стало выступление новой группы Максима Некрасова – джаз-ретро-квинтета «Ирис Кис-Кис», исполняющего каверы популярных советских песен вроде хита Майи Кристалинской «А снег идет». Словно звезда «Голубого огонька» образца 1960-х, сошедшая с черно-белого телеэкрана, сладкоголосая утонченная вокалистка квинтета Ирина Тищенко гармонично вплетала вокал в интеллигентную джазовую аранжировку, заставляя аудиторию испытать щемящую ностальгию.

    Был еще и подарок от финского города-побратима Иматры – выступление воспитанников местного музыкального училища, объединившихся в группу Imatra Young Talents Band. Как признался руководитель коллектива, педагог училища и гитарист Яан Яансон, площадка джазового фестиваля стала для его юных подопечных не только серьезным и волнительным испытанием, но и возможностью поучиться у маститых джазменов.

    А пока музыканты, сменяя друг друга, готовили на сцене инструменты к выступлению, знатоки джаза использовали вынужденные паузы для того, чтобы со сцены же порассуждать о феномене тихвинского фестиваля, перенеся затем дискуссию на пресс-конференцию. Главный редактор журнала «Джаз», обозреватель Кирилл Мошков заметил, что уже несколько лет наблюдает за «Сентябрем в Тихвине», как за социальным экспериментом – как год за годом провинция собирает региональных преимущественно музыкантов и даже принимает иногда зарубежных джазменов. Однако с такой постановкой вопроса категорически не согласен старожил фестиваля теоретик джаза Владимир Фейертаг. Там, где есть мощная творческая единица, какой для Тихвина является композитор и музыкант Игорь Володин, провинция превращается в столицу. И налет региональности в фестивальной программе связан лишь с тем, что в России совсем не такие расстояния, как в Западной Европе, и артисты не всегда могут себе позволить дорогие поездки. Отчасти по-этому «Сентябрь в Тихвине» выгодно отличается от других аналогичных проектов.

    «Обычно музыкант выступает на фестивале и сразу уезжает – даже не общаясь с коллегами, – сказал Владимир Фейертаг. – Уехать из Тихвина не так-то просто, и это оказывается своеобразной ловушкой для музыкантов, в хорошем смысле. Они остаются, слушают друг друга, общаются. В результате фестиваль становится творческой лабораторией, благодаря которой Игорь Володин выпустил уже не один альбом».

    И то, что эта лаборатория живет 16 лет – большая заслуга местной власти, уверен Владимир Борисович. «Володину очень везет с властью, – считает он. – Ни одна власть не может существовать бессменно 16 лет. За эти годы в Тихвине к власти приходили разные люди, но все они считали своим долгом сохранять когда-то рожденный фестиваль «Сентябрь в Тихвине», как великую драгоценность. А это дорогого стоит».

    Кстати, в этом году Открытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» впервые вошел в официальный план мероприятий Союза городов Центра и Северо-Запада России. Гостем фестиваля стал заместитель директора исполнительной ди-рекции этого межмуниципального объединения Александр Крупкин, который вручил специальную премию союза группе Игоря Володина. Александр Васильевич отметил высокий уровень фестиваля и выразил уверенность в том, что участие союза в его судьбе станет дополнительной поддержкой как в содержательном, так и в информационном плане.