Со времени своего возникновения этно-джаз заявил о себе как об экспериментальном жанре, чья новизна со временем не меркнет, а наоборот обогащается оригинальными формами выражения.
В этом смогли убедиться жители столицы, которые посетили в пятницу вечером фестиваль «Этноджаз-2015». На сцене малого зала Дворца Республики выступили джаз-бэнды из Приднестровья (квинтет «Либерти») и Австрии (леди-бэнд Madame Baheux).
Местный дикселенд вышел перед публикой с оригинальной музыкальной программой, которая, по словам лидера ансамбля Дмитрия Шеремета в беседе с корреспондентом ИА «Новости Приднестровья», «готовилась давно и скрупулезно». Харизматичные «Либерти» начали с популярных мелодий 50-х годов прошлого века, сплетая с известными нетленками типа Summertime фольклорные мотивы балканских культур.
Одна композиция могла длиться 15 минут, и она была подобна речному потоку, в котором место воды заняли соединенные в музыкальную субстанцию звуки. Эта река хлынула в зрительный зал, пробивая себе русло в сознании каждого слушателя необыкновенным смешением джаза, фанк и балканского этно.
Мастера духовых инструментов находили в своих легких невообразимые резервы воздуха и мощным потоком направляли их в свои кларнеты, трубы и тромбоны, словно разжигали в них огонь жизни. Они успевали перевести дух только, когда драм-музыкант перехватывал пальму первенства и виртуозным ударным соло переносил зрительный зал в мир, где смешался джаз, рок и древняя музыка палеолита. В какой-то момент ударные сходили с танцевального ритма на ритм ломаный, из которого внезапно возникала имитация биения сердца. Восхищенные зрители аплодировали, и эти аплодисменты гармонично ложились под музыку.
«На то он и джаз, чтобы чувствовать, когда использовать то или иное. Это процесс творчества в реальном времени с большой долей импровизации», – сказал после концерта художественный руководитель квинтета «Либерти» Дмитрий Шеремет.
«Вольные» ушли со сцены под восторженные возгласы «Браво!», успев на последок отослать своей публике несколько воздушных поцелуев. Музыкальный мужской союз уступил место леди-бэнду Madame Baheux.
Артистичный, нестандартный и талантливый хорвато-сербо-автрийский струнный квартет в сопровождении драм-солистки болгарского происхождения сразу произвел впечатление. Выступление «Madame Baheux» началось с глубоких ударных звуков. Драм-солистка Мария Петрова будто бы открывала ворота замка, приглашая зрителей пройти сквозь портал миров. Вокалистка Елена Попржан голосом, который рождается только в Сербии, приветствовала гостей и с помощью виолончели затянула великолепную струнную партию, эмоциональную и необыкновенно трогательную. Мистическими вкраплениями контрабаса её поддержала Любинка Локич. В созданную структуру мелодии полился балканский песенный фольклор.
Тема Балкан является стержнем творчества Madame Baheux. Однако этот стержень окрашен в цвета джаза, рока, фанка и чего-то еще, что формирует красочный узор ни с чем несравнимого современного этно. Джаз-леди передают всё великолепие балканской музыкальной культуры, украшая её кельтскими и германскими элементами. Их музыка также жизнеутверждающа, сколь и мистична.
«Для нас это больше, чем музыка. Это некий язык, с помощью которого можно передать то, что словами выразить невозможно», – сказала после концерта лидер леди-бэнда Елена Попржан.